Великий князь Михаил Николаевич был младшим из сыновей императора Николая I. Звание наследника престола было давно занято, так что этого ребенка под непосредственным родительским надзором готовили к военной карьере. Возложенные на него обязательства он выполнял достойно и даже с интересом. Однако после завершения Кавказской войны Михаил так и не смог поселиться в своём дворце в Тифлисе, чего очень хотел.
Четвертый и последний сын императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны Михаил Николаевич появился на свет 13 октября 1832 года. Тогда, конечно, еще никто не знал, что перед ними - будущий усмиритель неспокойного Кавказа.
Ребенок сразу после рождения был зачислен шефом Лейб-Гвардии Конно-Гренадерского полка. Это было стандартной практикой для того времени, но помимо номинальных званий мальчику было необходимо получить и достойное специализированное образование. Об этом его родители позаботились со всей тщательностью. С 1838 года как воспитатель и попечитель при Великом Князе находился генерал-майор Алексей Философов. К чтению учебных курсов также приглашались лучшие преподаватели со всех петербургских учебных заведений. Чтобы на практике ознакомиться с обязанностями военной службы, Михаил вместе с братом Николаем время от времени участвовал в лагерных сборах 1-го Кадетского корпуса.
Первый офицерский чин подпоручика Михаил Николаевич получил в 14 лет. Уже в следующем, 1847 году он был произведен был в поручики, а в 1848 — в капитаны с зачислением в Лейб-Гвардии 2-ю Артиллерийскую бригаду. Когда Великому Князю исполнилось 18 лет, он уже получил чин полковника. Конечно, зарабатывал эти повышения он не кровью в боях, а своим происхождением, но тогда было трудно найти военачальника не царского или хотя бы дворянского рода.
В Крымской войне Михаил Николаевич все же проявил себя на поле боя: он принимал участие в военных действиях под Севастополем. Он знал, что от него ждут доблести и отважных решений. Отправляя сыновей в гущу событий, император Николай I сказал: «Если есть опасность, то не моим детям избегать её!».
Однако Крымская война принесла стране много горестей. Пошатнулось и здоровье государя, он так и не дожил до окончания военных действий, а престол занял Александр II. После смерти отца Михаил был назначен членом Государственного совета, а чуть позже — командующим артиллерией Гвардейских пехотного и резервного кавалерийского корпусов. Также Великий Князь стал членом Комитета, созданного для рассмотрения состояния укреплений Балтийского и Черного морей.
Карьерный рост продолжал идти. С 1856 года Михаил занял пост он генерал-фельдцейхмейстера, то есть фактически командующего всей русской артиллерии. В следующем году он был назначен Главным Начальником военно-учебных заведений империи и произведен в генералы от артиллерии. В 1862 году Великий Князь был награжден орденом Святого равноапостольного Великого Князя Владимира 1-го класса – редкой и почетной наградой даже для членов императорской семьи.
Но что же за человек был Михаил Николаевич? В нем всегда всех удивляло умение не мешать естественному ходу событий. Если в каком-то вопросе он признавал себя недостаточно компетентным, то ни за что не вмешивался. При этом князь обладал заметным авторитетом, который всегда направлял на поддержку значимых профессионалов и с легкостью распознавал таланты. Михаил способствовал внедрению достижений науки и техники в те структуры, до которых имел доступ. Говорили, что он был скромным, немногословным и мудрым человеком. Но не все поддерживали такое мнение, например, Сергей Витте дал ему оценку как «человеку государственно ограниченному».
С декабря 1862 года Михаил Николаевич стал исполнять роль наместника на Кавказе. Это был самый ответственный период жизни Великого Князя. Кажется, все предшествующие события были лишь для того, чтобы подготовить его к этой должности.
Кавказ доставлял немало хлопот уже не одному поколению российских монархов. Но именно в годы пребывания там Михаила Николаевича произошло окончательное «усмирение» Чечни и Дагестана. За Россией закрепились Предкавказье и Западный Кавказ, а для управления территориями были учреждены Сухумский отдел, Черноморский округ, Елизаветпольская губерния, позднее Карская и Батумская области.
Какие важные дела можно отнести к времени наместничества Михаила? Освобождение крестьян на Кавказе. Интенсивная военная реформа. Преобразования в области управления и судопроизводства. И, конечно, окончание пресловутой Кавказской войны. За последнее Михаил Николаевич подучил орден Святого великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса.
Великий князь был на удивление образцовым семьянином. Он женился в 25-летнем возрасте на Цецилии Баденской, ставшей в православии Ольгой Федоровной. В этом браке родилось шестеро детей и никто не умер в раннем возрасте. В семье, как говорили, царили любовь и уважение. Даже слухи пустить не о чем.
И именно для семьи Михаил Николаевич озаботился благоустройством на вверенных ему территориях. Он желал обосноваться с комфортом, подобающим Великому Князю. Старый дом кавказского наместника его не устраивал, да и не мог полностью вместить весь двор, который Михаил перевез с собой в Тифлис. Так было принято решение построить новый дворец в столице наместничества, а также резиденцию в Боржоме.
Проектом занимался немецкий архитектор Симонсон, давно работавший в Тифлисе. Вскоре стало понятно, что постройка задуманного дворца обойдется в огромную даже по великокняжеским меркам сумму — 1 100 000 рублей. Придворная контора Михаила Николаевича попыталась взять ссуду в 500 000 рублей у Закавказского приказа общественного призрения, занимавшегося школами и больницами. Но вскоре пришло печальное известие: денег на постройку дворца нет. Михаил Николаевич согласился не создавать новое здание, а перестроить дом кавказского наместника. Его семья даже занялась покупкой не новых вещей, «секонд-хенда». Но даже так чиновники выдавали деньги с большой неохотой и неизменно требовали детальных отчетов. Так длилось более трех лет. Достичь того, о чем когда-то мечтал Михаил Николаевич, он так и не смог.
Во время кровопролитной Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Великий Князь являлся главнокомандующим Кавказской армией, действующей на «азиатском театре». Однако тогда многие современники стали утверждать, что Михаил не обладает достаточными талантами, ему не хватает энергии, а за успехи стоит хвалить лишь действующих под его руководство генералов.
После окончания войны Михаил Николаевич все же был произведен в высший военный чин Российской Империи - генерал-фельдмаршалы. Он стал последним представителем Дома Романовых, получивший это звание.
После воцарения своего племянника Александра III в 1881 году Михаил Николаевич покинул Кавказ и возвратился в Санкт-Петербург. Там он был назначен председателем Государственного совета, это был высший государственный пост в Российской Империи. И занимал его Михаил Николаевич 24 года, дольше всех за всю историю России.
Помимо этого в 1883 году Великому Князю было поручено быть членом Комитета Министров, а в качестве генерал-фельдцейхмейстера он продолжал заниматься делами русской артиллерии. В 1892 году Михаил стал председателем в Императорском Александровском Комитете о раненых. В 1894 году Александр III поручил Великому Князю возглавить Комиссию для разработки вопросов, касающихся береговой обороны государства. И во всех этих вопросах внутренней политики Михаил Николаевич проявлял себя как убежденный консерватор.
С воцарением Николая II Михаил Николаевич, последний из детей Николая I, обладавший масштабным опытом государственной деятельности, мог бы стать идеальным советником, если бы не был непреклонным сторонником строгой дисциплины.
В последние годы жизни, будучи тяжело больным, большую часть времени Великий Князь проводил за границей. Он скончался 5 декабря 1909 года на 78-м году жизни на своей вилле в Каннах.
Перестроенный Михаилом Николаевичем дом кавказских наместников и сегодня благополучно стоит в центре Тбилиси, на проспекте Руставели. Сейчас он выполняет функции Дворца молодежи. Так что все желающие взглянуть на него, могут это сделать без особых затруднений.
Но главными памятниками наместничества Михаила Николаевича стали книги: за годы, проведенные в Тифлисе, он инициировал написание истории полков, воевавших на Кавказе. Именно эти публикации до сих пор остаются фундаментом знаний о Кавказской войне и всей истории присоединения Кавказа.