С чем у вас ассоциируется Мексика?
У меня, например, с детства представления о Мексике были связаны с кактусами и сомбреро. Чуть позже добавилась текила (а в самой Мексике еще и мескаль).
Потом я узнал о Фриде Кало, весьма противоречивой натуре, по мнению самих мексиканцев.
Но поскольку свои путешествия я привык строить на основе микса природы, культуры и истории, то в первый же день моего пребывания в Мехико, стало любопытно посмотреть, где последние дни своей жизни провел Лев Троцкий.
Идея посетить последнее убежище Троцкого у меня возникла сразу же, как я вышел из дома Фриды Кало, где Лев Давидович прожил какое-то время и покинул его на фоне романа с Фридой.
Google выдал, что пешком до дома Троцкого всего пять минут, что меня, впрочем, не сильно удивило.
Его дом-музей встретил весьма оригинальной вывеской.
Оказалось, что здесь находится не только музей, но еще и институт прав беженцев. Более того, в Мексике до сих пор есть троцкисты. Ради любопытства я потом даже отправил им на почту письмо, но они пока еще не отозвались. Кто знает, может мы вместе еще реанимируем Четвертый Интернационал.
Музей сразу встречает выставкой-продажей троцкистской литературы, правда, на испанском языке, что значительно усложняет восприятие идей современных мексиканских троцкистов.
Пройдя начальные экспозиции, посвященные как самому Троцкому, так и мексиканским революционерам (а такая беда была и у них), выходим во двор, где, собственно, и расположен сам дом.
Здесь же покоится Троцкий и его супруга Наталья Седова, чей прах после смерти в 1962 г. из Париже был перевезен в могилу мужа.
Могила оформлена в стиле социалистического реализма - серп и молот плюс красный флаг. Некий авангардизм общему восприятию предают растущие вокруг кактусы.
Сам дом из шести комнат, воссоздает атмосферу последнего дня жизни революционера, который многим хорошо знаком (а может даже, чем-то и полюбился) после фильма “Троцкий” с Константином Хабенским.
Честно говоря, я был несколько удивлен скромности жилища (особенно в сравнении с домом Фриды Кало). Что скажешь, Троцкий в последние годы жизни был “скромен, как вождь”.
В этой комнате Лев Давидович пережил первое ночное покушение в мае 1940 г. На стенах остались следы от пуль, которые весьма впечатляют. Исполнители были неопытны и поспешны. Троцкий с женой и внуком успели спрятаться за кроватью.
А в этом кабинете за своим рабочим столом Лев Давидович, собственно, и был убит Героем Советского Союза (правда, звание присвоено посмертно) Рамоном Меркадером.
Надо сказать, меня всегда удивляли мотивы выбора орудия убийства - ледоруба. Мало того, что это не иголка и спрятать его непросто, так его в Мексике еще и найти нужно. Со льдом в этой стране очень сложно.
Товарищ Меркадер оказался не самым талантливым исполнителем. Троцкий после нанесения раны прожил еще сутки и умер в больнице 21 августа 1940 г.
24 августа 1940 г. в газете “Правда” был опубликовано некое подобие некролога: “В могилу сошел человек, чьё имя с презрением и проклятием произносят трудящиеся во всем мире” и далее по тексту.
Троцкий лично мне никогда симпатичен не был. Но, выходя из его дома, я поймал себя на мысли, что посетил жилище обреченного старика. Ощущение безысходности усиливалось еще и тем, что в тот момент я был единственным посетителем этого дома, как-будто бы после его смерти кроме меня о нем никто и не вспомнил…
Кстати, цветов на могиле тоже не было. Только кактусы.