Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды
Как и у других кавказских народов, погребальные обряды осетин имеют общественный характер. Смерть издавна собирала в одном доме всех родственников, а извещал их о случившемся вестник печали – всадник на темной лошади и с плеткой в левой руке. Умершего обязательно облачали в новые одежды и настежь открывали ворота во двор, что служило для окружающих знаком горестного события. В старину существовал обычай, называемый осетинской дорогой: пришедшие с соболезнованиями опускались на колени и именно на коленях, отбивая такт по щекам и ногам, рядами продвигались к покойнику. Все родные умершего обязательно должны были совершить ритуал оплакивания. Женщины, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, а мужчины, заходя в комнату к покойному, били себя плетьми по голове. Люди же малознакомые оплакивать умершего права не имели: они лишь могли войти во двор, где, постояв минуту с опущенной головой, выражали свои соболезнования несколькими словами и традиционным жестом левой руки.
Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.
Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.
Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.