Найти в Дзене
Концептуальное ничто

"Завтрак у Тиффани" и "Голоса травы" - двойная порция одиночества по цене одной

Оглавление

Концептуальное ничто

Дисклеймер: я хорошо помню этот день, практически год назад, когда я впервые узнал о субъективе и воде. С тех пор они за мной неотступно, попадая в каждую статью, и строки этой статьи пропитаны ими не меньше всех остальных

Не так давно я читал "Хладнокровное убийство" Капоте Трумена, даже писал на него статью. Если выдать краткий спойлер к содержанию той рецензии, роман мне неописуемо понравился. Настолько, что как только появилась возможность я сразу решил прочесть ещё одно произведение этого автора, и не абы какое, а "Завтрак у Тиффани", по которому впоследствии был снят известный классический фильм (его я, к сожалению или к счастью, ещё не смотрел), а заодно дуплетом к нему и "Голоса травы", которые находятся в той же прекрасной книге от Азбуки (жду свои чемоданы денег за рекламу в таком безумно популярном блоге, Азбука, свяжитесь со мной). Насколько мне понравились эти повести? Вместо того, чтобы рассыпаться в эпитетах о моем впечатлении, достаточно пожалуй сказать, что я уже второй день судорожно ищу где купить полное собрание сочинений Капоте. Но конечно, статья на один абзац слишком нагло даже для меня, поэтому мне придется попробовать раскрыть мысль поподробнее.

-2

Голоса травы

Единственная проблема повестей Капоте состоит в том, что их невозможно описать. Есть такой тип произведений, в которых с сюжетной точки зрения не происходит практически ничего, хотя при этом действие в книге определенно есть, и даже достаточно яркое. "Голоса травы", пожалуй, один из лучших примеров подобного парадокса. Главный герой, Коллин, живет с двумя своими тетями, Долли и Вереной, в типичном южном американском городке, и один только этот факт уже дает понять, насколько размеренным будет сюжет, точно таким же как и жизнь в подобных городах. Повесть рассказывает о событиях, навсегда изменивших Коллина и ещё нескольких героев, о событиях, которые отделили детство от взрослой жизни. В некотором смысле "Голоса травы" напоминают уменьшенную версию "Убить пересмешника" (он был вот в этой статье) по своей атмосфере и посылу. Я назвал бы ее осенней повестью, что бы это ни значило, далеко не только потому что действие разворачивается в октябре, просто все внутри этого произведения настолько пропитано чувствами неприкаянности, одиночества и страха перед окружающим миром, что осенняя тоска и меланхолия накатывают сами собой.

-3

Завтрак у Тиффани

История жизни и похождений девятнадцатилетней девицы Холли Голайтли, без сомнений самое известное произведение в карьере Капоте. Одноименный фильм принес "Завтраку" огромную популярность, такую, какой на самом деле заслуживают и многие другие книги автора. Но что такого особенного в этой повести, почему ее нужно так хвалить? Сюжет, как и в "Голосах травы", по сути не представляет из себя ничего особенного: он рассказывает о знакомстве и недолгой, длиной примерно в год дружбе рассказчика и легкомысленной, яркой, очаровательной девушки Холли, которая вполне себе неплохо живет в Нью-Йорке, мастерски добывая деньги из своих поклонников. Звучит не очень достойно, на деле все ещё более нелицеприятно, учитывая прозрачные намеки на тесные отношения между Холли и некоторыми её знакомыми.

Соседи Холли, когда она в очередной раз забыла ключи и звонила им в домофон посреди ночи
Соседи Холли, когда она в очередной раз забыла ключи и звонила им в домофон посреди ночи

И тем не менее, какой бы неприятной ни была героиня, за всю повесть у меня ни разу не появилось даже мысли об этом, потому что её моральные качества совсем не то, на чем расставлены акценты. Это история не о том, как нужно или не нужно зарабатывать себе на жизнь, это история о свободе, о поиске своего места в жизни, каким бы оно ни было и конечно же об одиночестве. Казалось бы, рассказ о том, как коротает свои дни такая ветренная особа, должен содержать кучу историй о сверкающей, блестящей и привлекательной стороне огромного города, но всего этого нет и в помине, единственное яркое пятно повести это сама Холли, а все окружающее по сравнению с ней кажется ужасно блеклым и безнадежным.

Язык и стиль

Писать рассказы от первого лица дела неблагодарное, потому что нужно обладать очень большим талантом, чтобы получить что-то хотя бы приличного уровня. Но это правила для обычных людей, кого они волнуют, когда речь идет о Капоте. Обе повести написаны от первого лица и написаны великолепно. Все происходящее описывается максимально естественно и просто и именно от этого возникает ощущение полного погружения, будто бы автор рассказывает вам эту историю при личной встрече, обыденно, за чашкой кофе. Сюжет повестей ложится на реальность так легко, что начинает казаться, будто это если не автобиография самого автора, то как минимум полностью реальная история до последнего слова, переложенная на бумагу. Действия и особенно мысли героев описаны восхитительно точно, честно и правдоподобно, так что совершенно не хочется задумываться о том, насколько выдумана эта история.

Герои "Голосов травы" пытаются укрыться от непрошенных гостей в своем шалаше
Герои "Голосов травы" пытаются укрыться от непрошенных гостей в своем шалаше

Сходство повестей

На этом содержательная часть (если её можно вообще так назвать) статьи заканчивается и начинается безумный поток кипящих во мне мыслей, возможно не имеющих вообще никакого смысла и оснований. И тем не менее, я чувствую в себе необходимость их написать здесь и сейчас. Если вы в этом не заинтересованы, переходите прямо к выводу. На первый взгляд может показаться странным, что эти две повести поместили в одну книгу, а я потом взял их в одну рецензию. Ведь они вообще не похожи по героям и по обстановке - шумный Нью-Йорк с его взбалмошной жизнью и провинциальный южный городок, тихий и размеренный; ветренная и обворожительная девушка с подобающим ей окружением из "Завтрака у Тиффани" и смирные, нерешительные и даже боязливые мечтатели из "Голосов травы". В сюжетной части произведений нет практически ничего общего, они чуть ли не противоположны друг другу. И тем не менее, по своему посылу и вызываемым эмоциям повести поразительно схожи - поиск своего пути в жизни, бегство от ответственности и от проблем и нежелание принимать решения. Нельзя сказать, что они как-то глубочайшим образом проанализированы или раскрыты со всех сторон, но наверное и не в этом заключается цель повести, как относительно небольшого формата. Всё, что от неё требуется - поставить вопросы так, чтобы после прочтения у читателя оставалось послевкусие, если даже не потребность размышлять самому над описанными событиями и над проявлением мыслей героев в реальной жизни. И с этим обе повести справляются безупречно, по-своему приводя вас к одним и тем же идеям и чувствам.

Концовка "Завтрака у Тиффани" be like
Концовка "Завтрака у Тиффани" be like

Вывод

Сложно порекомендовать "Завтрак у Тиффани" или тем более "Голоса травы" как способ развлечься и развеяться вечерком после тяжелого рабочего дня. У любого произведения есть собственный настрой, в котором удается воспринимать его лучше всего. И если вы готовы к размышлениям и ищете, что бы такого почитать, чтобы предаться типично осенним лирическим думам, обе повести подойдут вам великолепно, поскольку это действительно знаковые шедевры классической американской прозы. На этом на сегодня все, спасибо за внимание и надеюсь, что вы не захлебнулись в воде.