Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Художник Обри Бёрдслей прожил всего 25 лет, но успел за это очень короткое время оставить свой след в искусстве. По сути говоря, из своих 25 он серьезно занимался творчеством не более трех лет. Его след изящно прочерчен черной тушью по белой бумаге, изыскан и смел, имеет оттенок загадочности и порока. Бёрдслей стал одним из самых ярких представителей эпохи модерна.
Не только произведения, но и внешний вид Бёрдслея, его образ жизни, в общем, то, что сейчас называют имиджем, был крайне эстетским.
В Англии того времени жил только один человек, который мог соперничать в стильной изысканности с Обри Бёрдслеем — писатель Оскар Уайльд. Эти двое непременно должны были рано или поздно столкнуться друг с другом. С детства Обри знал, что он — особенный мальчик. Его таланты буквально теснились, стараясь проявить себя максимально ярко. Бёрдслей мог стать выдающимся поэтом, театральным режиссером, композитором, музыкантом, архитектором. В каждой области искусства он мог достичь несомненного успеха, если б не ранняя смерть.
Но, главным образом, Бёрдслей остался в истории культуры как художник-график.
Оскар Уайльд на момент знакомства с Бёрдслеем был уже известным писателем, автором "Портрета Дориана Грея", иконой стиля, самым известным лондонским денди. Знакомство состоялось благодаря художнику Эдварду Бёрн-Джонсу. В 1894 году Обри было 22 года, и он возглавлял литературный журнал "Желтая книга", который активно украшал своими иллюстрациями. Это издание объединяло вокруг себя изысканных мужчин, творивших на грани скандала. Бёрдлей состоял также в клубе гедонистов, знаком принадлежности к которому была увядшая роза в петлице.
Уайльд к тому времени написал пьесу "Саломея", и Бёрдслей, прочитав ее, был вдохновлен. Он решил иллюстрировать произведение.
Поначалу сотрудничество писателя и художника выглядело весьма обнадеживающим. Уайльд даже подарил экземпляр пьесы Бёрдслею с надписью: «Для Бёрдслея, единственного человека и творца, который точно понимает, что означает танец семи вуалей и может видеть его. От Оскара». Однако, по мере того, как художник начал показывать рисунки, Уайльд стал выражать недовольство. Главным образом, ему не нравилось, как изображено лицо Саломеи, да и вообще вся стилистика рисунков пришлась ему не по душе. Уайльд начал высказываться уже в таком ключе: «Работы Бёрдслея похожи на каракули, которые зачастую юные школьники, не по годам развитые, рисуют от скуки на полях своих тетрадей».
Такое отношение, конечно, было оскорбительным для художника.
Он не остался в долгу и нарисовал карикатуру на Оскара, где тот изображен за письменным столом, заваленным французскими книгами. Укол состоял в том, что Уайльд всем говорил, что пишет по-французски, не опираясь ни на какие книги. А в 1895 году Оскар Уайльд загремел в тюрьму (гoмocексуaлизм в тогдашней Англии был уголовным преступлением). Под шумок этого дела закрыли и журнал "Желтая книга", что оставило Бёрдслея без работы. Надо сказать, что Обри никогда не намекал на особые ceксуальные пристрастия Уайльда даже в процессе обмена оскорблениями, а вот тот, наоборот, намекал на это в отношении Бёрдслея.
Два года проведя в тюрьме, Оскар Уайльд покинул Англию. Обри писал ему. В одном из писем есть такие слова: «Бедный, дорогой старина Оскар, это всё чрезвычайно ужасно. Я опечален всем этим даже больше, чем ты можешь себе представить».
Самому художнику оставалось жить совсем немного. Он всю жизнь страдал от туберкулеза, и вот болезнь его, в конце концов, доконала.
#искусство #культура #история #художники
Читайте еще на моем канале:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля
В блоге мужа:
Антикитерский механизм: загадочное послание античных времен, вытащенное из глубины моря