Трест «ЛенаБАМстрой» существует в Усть-Куте и сейчас, правда, от прежней организации осталось только название. Первое здание треста располагалось на улице Кирова, 18. Позже для него было выстроено другое, большей площади здание № 23 на той же улице. Сегодня в нём, кроме работников акционерного общества «ЛенаБАМстрой», располагается отделение Налоговой службы. Говорить о том, что нынешнее частное предприятие продолжает прежние бамовские традиции, не приходится.
Трест «ЛенаБАМстрой» был создан позже других. В 1980 году стало очевидно, что нужны не только организации, основными задачами которых является строительство железных дорог, но и объектов жилищного и социально-культурного назначения. Возглавил трест Валентин Александрович Лебедь.
Из управления строительства «Ангарстроя» в состав треста были переданы несколько строительно-монтажных поездов, в том числе и СМП-158, СМП-266, СМП-286, СМП-580 и СМП-590, которые базировались в Усть-Куте, в городе они и должны были остаться. Посёлок работников СМП-158 обосновался на Кирзаводе, остальные прочно осели на Бирюсинке.
Стоит ли говорить, что их жильё, как и у многих бамовцев, состояло практически сплошь из временных бараков и домов, которые в обиходе получили название «сборно-щелевые». К восьмидесятым годам Усть-Кут отчаянно нуждался в жилье, школах и детских садах. Жители при их растущей численности – а в основном это были молодые люди с маленькими детьми – не хотели мириться с примитивными удобствами быта.
Да и государство наконец поняло, что БАМ мало построить, его ещё нужно обслуживать и обживать. С появлением треста «ЛенаБАМстрой» в городе начался бум гражданского строительства. Если в производственных планах двух других упомянутых нами трестов практически не встретишь сведений о строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения, то в архивных документах «ЛенаБАМстроя» акты приёма ввода их в эксплуатацию встречаются регулярно.
Квартиры и места в школах и детских садах предназначались не только работникам бамовских организаций, но других предприятий, часть жилья поступала в распоряжение местных властей, которые распределяли его между очередниками.
И всё же стоит перечислить некоторые сооружения, которые повлияли на жизнь всех устькутян. Это, конечно же, школы: №4 в Речниках, №8 на Кирзаводе, №9 на Лене, №10 в микрорайоне Солнечный. Это - детские сады в нескольких микрорайонах. Да и появлением новых микрорайонов город также обязан тресту «ЛенаБАМстрой»: Речники-2, Солнечный, Молодёжный, многоквартирные дома на Бирюсинке.
Кстати, многие молодые жители города сегодня удивляются, почему на Бирюсинке построены два больших детских сада, а вокруг практически не осталось жилья. Места в них распределяются между детьми, чьи семьи проживают в центре городе, и добираться до детских учреждений крайне неудобно.
Мало кто помнит сегодня, что на Бирюсинке планировалось строительство микрорайона численностью в пять тысяч человек. Бамовские времянки должны были заменить пяти- и девятиэтажные дома со всей сопутствующей социально-культурной сферой. Удалось построить только два детских сада, мест в которых в то время катастрофически не хватало, ожидание в очереди растягивалось на годы. Все остальные объекты погребены под развалинами Советского Союза, так и остались только в проектных чертежах.
В числе объектов, построенных подразделениями треста «ЛенаБАМстрой» числятся и несколько корпусов районной больницы, городское профессионально-техническое училище, ныне ПУ-19. Совместно с ним строились и два общежития. Развивающиеся северные территории нуждались в рабочих специалистах, и предусматривалось, что на учёбу в Усть-Кут будут приезжать студенты из других городов и сел Иркутской области. Сегодня эти общежития перестроены под жилые дома, в них устькутяне получили квартиры по программе переселения.
Конечно, это лишь небольшой рассказ о том, какое влияние на развитие Усть-Кута оказал бамовский период. В то время в городе базировались и другие строительные организации или подразделения других трестов: СУ-81, треста «БАМтрансвзравпром», Водрем и многие другие, – память о которых не сохранилась.
На жилых домах в центре города на Лене можно увидеть надпись «Ставрополье Усть-Куту», строительные управления Ставрополья и Краснодарского края также внесли свой вклад в преображение города. Многие предприятия после завершения строительства БАМа вернулись обратно, к месту прежней дислокации, многие не выдержали испытания временем и прекратили существование.
Сейчас в городе разворачивается новое строительство, сравнимое со временами БАМа. Из транспортного узла Усть-Кут на наших глазах превращается в столицу газоперерабатывающей отрасли. Это, несомненно, скажется и на облике города. Но это уже совсем другая история.
Спасибо, что остаётесь с нами)))