Томящийся в ссылке на острове Святой Елены затерявшегося среди просторов Атлантического океана, свергнутый император Франции Наполеон I Бонапарт ни минуты не терял надежды на своё скорое освобождение и восстановление в должности. В 1820 году среди сторонников императора возник план по вызволению Наполеона с помощью подводной лодки, при этом самого узника решили не ставить в известность о планирующейся операции, чтобы он случайно не выдал этот секрет коварным стражникам.
I. Остров Святой Елены - бежать невозможно
Для начала важно отметить, что страны-победительницы разгромившие Наполеона учли свои старые ошибки и в очередной раз схватив амбициозного генерала решили его запрятать как можно дальше от берегов Франции. Выбор пал на небольшой скалистый остров в Атлантическом океане отстоящий от ближайшей материковой суши на 1800 километров. Учитывая тот факт, что у Наполеона было много сторонников и поклонников, которые могли приплыть и забрать своего императора, Великобритания организовала на острове большой гарнизон численностью 2500 человек, а по периметру расставили 500 пушек (в местах возможной высадки десанта вероятных освободителей). Самого же императора поместили в поместье Лонгвуд расположенного в восточной части острова. Поместье круглосуточно находилось под наблюдением и никто не имел право заходить сюда с закатом солнца и выходить до его восхода. Всё было настолько серьёзно, что о восходе и закате солнца возвещал выстрел пушки, а также о прибытии в порт острова какого-либо корабля, что непременно заносилось в журнал.
Но этого британским властям показалось мало. Воды вокруг острова непрестанно патрулировали пять кораблей, а на островах Тристан-да-Кунья и Вознесения были размещены дополнительные гарнизоны, чтобы иметь возможность перехватить Наполеона в случае его возможного бегства. За всей этой системой пристально следил губернатор острова Хадсон Лоу.
II. Клуб почитателей Наполеона
На первый взгляд, бежать с острова Святой Елены было невозможно. Однако опытные разведчики установили, что сонные британские офицеры не всегда дают сигнал о прибытие кораблей в порт Джеймстауна, что даёт возможность кораблю освободителей прибыть незамеченным к острову. Второй лазейкой оказалось удачное расположения поместья Лонгвуд на равнине недалеко от бухты Процветания, а это одно из немногих мест острова откуда можно свободно спуститься к морю.
Желающих освободить Наполеона от заточения на британском острове было много. Прежде всего можно отметить брата генерала Жозефа, ранее бывшего королём Испании. Жозеф бежал в США прихватив с собой 20 миллионов франков. Впрочем, благодарные янки сами боготворили Наполеона за щедрый подарок в виде огромной территории в Северной Америке - Луизианы и противостоянии своей недавней метрополии Великобритании.
В Южной Америке также с большим трепетом относились к императору французов за содействие в их борьбе против испанского владычества. Неудивительно, что британские корабли конвоировавшие Наполеона на остров Святой Елены в 1815 году избегали встречи с кораблями США, Аргентины и Чили порывающихся освободить своего недавнего покровителя. Но больше всего сторонников Наполеона было в самой Франции, в которой быстро оценили неспособность своего нового короля Людовика XVIII эффективно управлять государством и стали ностальгировать по былым временам наполеоновской славы. Бонапартисты укреплялись в мысли о необходимости скорейшего вызволения Наполеона и стали собирать деньги для проведения столь серьёзной операции.
III. Действующие лица
О том, что бонапартисты готовили сложную операцию по вызволению Наполеона с острова Святой Елены было известно ещё при его жизни. При этом, даже для современников не явилось секретом, что в операции будут задействованы подводные лодки. Несмотря на кажущуюся абсурдность плана, зарубежные и советские исследователи отмечали его реалистичность. Впервые о таком плане сообщает английский биограф Бонапарта сэр Вальтер Скотт в девятом томе своего обширного исследования "Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов" изданного в 1827 году (в России в 1837 году). Вальтер Скотт имел много связей в британском правительстве, в том числе дружил с премьер-министром герцогом Веллингтоном и получал точные и очень ценные сведения об объекте своего исследования. Среди прочего ему удалось обнаружить сведения об известном в Великобритании контрабандисте и изобретателе Томасе Джонсоне.
Томас Джонсон являл собой помесь изгоя и авантюриста к услугам которого не брезговали обращаться власть имущие. Благодаря своей хитрости и находчивости и разумеется, беспринципности, Джонсон оказался в поле зрения бонапартистов изложивших ему просьбу спасти Наполеона. Для видавшего виды капитана это не показалось невыполнимой задачей, благо достижения науки и техники тех времён сильно радовали. За свои услуги Джонсон запросил 40 000 фунтов стерлингов, которые должны были пойти на оплату труда и создание двух подводных лодок с комплектом пороховых мин.
Важно отметить, что Вальтер Скотт является не единственным исследователем рассказавший своим читателям о плане спасения Наполеона с помощью подводной лодки. Министр иностранных дел Франции в период Реставрации Бурбонов Франсуа Рене де Шатобриан в своих мемуарах также отметил о ранее готовящейся подготовки бонапартистов к похищению Наполеона с помощью подводного судна. Маркиз Шарль-Тристан де Монтолон, сопровождавший Наполеона к месту ссылки, отмечал, что на строительство подлодки было собрано шесть тысяч луидоров, что было эквивалентно девяти тысячам фунтов-стерлингов. Но самым интересным источником по данной теме оказался труд "Сцены и истории священника в долгах" одного подданного английской королевы пожелавшего статься неизвестным. Это труд был издан в двух томах в 1834 году ещё при жизни Джонсона и содержит информацию о нём. Пятая глава второго тома издания целиком посвящена тонкостям подготовки субмарин к операции по спасению, а точнее похищению Наполеона с острова во всех подробностях, отчего исследователи справедливо полагают, что это произведение написал сам Томас Джонсон.
IV. Секретный проект Роберта Фултона
Первый документальные свидетельства об использовании подводных аппаратов против сил противника относится ко времени военных походов Александра Македонского и было отмечено в трудах Аристотеля. Официальный отсчёт создания и использование подводных аппаратов ведётся с 1620 года, когда голландский изобретатель Корнелиус ван Дреббель построил и испытал в Лондоне первую закрытую деревянную лодку приводившуюся в движение вёслами особой конструкции и насчитывающей 15 человек команды. По сведениям современников лодка ван Дреббеля оставалась под водой продолжительное время благодаря оставшемуся неизвестным способу фильтрации воздуха на борту. Примечательно, что ван Дреббель при создании своей подлодки использовал разработки английского математика Уильяма Борна в 1578 году опубликовавшего в своей книге "Изобретения или устройства" подробную схему аппарата для подводных путешествий, но запатентовал уже испытанное чудо техники некий Ричард Норвунд в 1632 году.
К началу XIX века подводная лодка уже не воспринималось как нечто фантастическое и благодаря успехам американского изобретателя Роберта Фултона - "отца парохода", подводные лодки стали рассматриваться как грозная военная сила. Вторая разработка изобретателя "Наутилус-2" поразила своими возможностями: погружение до 40 метров, длительность плавания - до 12 часов, максимальная скорость движения под водой -3,5 километра в час. Новое подводное судно было обшито тонкими медными листами и обладало возможность осуществлять подводные диверсии прикрепляя к днищам вражеских кораблей пороховые мины.
Как известно, французское правительство скептически отнеслось к разработкам Фултона объясняя своё неудовольствие малой скоростью передвижения аппарата и прежде всего "подлостью" ведения скрытых военных действий, что для благородных французов являлось аморальным. Расстроенный изобретатель покидает Францию, а его услугами решили воспользоваться в США, которые в очередной раз столкнулись с Великобританией в рамках англо-американской войны 1812-1815 годов.
Роберт Фултон приступил в Нью-Йорке к созданию нового ещё более совершенного подводного аппарата официальное название звучит как "Немой" (в значении "безмолвный") обшитого стальными листами и способного вести торпедную атаку против британских кораблей. Когда корпус лодки был завершён англо-американская война была окончена, а спустя неделю скончался и сам великий изобретатель Роберт Фултон.
А по другую сторону океана шли разработки британской подлодки на базе "Наутилуса-2" где работами руководил уже знакомый нам Томас Джонсон в своё время тесно сотрудничавший с Робертом Фултоном и нанятый на службу Её Величества. Здесь получилась аналогичная ситуация - война закончилась в момент, когда лодка была готова наполовину и её, уже никому не нужную, оставили в доках.
V. Тонкости спецоперации
Но не пропадать же добру? Наверное так подумал Джонсон, когда к нему обратились бонапартисты с просьбой организовать возвращения Наполеона с острова Святой Елены. План Джонсона был прост, но требовал много денег и целиком базировался на разработках Фултона.
- Достроить заброшенную на верфях британскую подлодку и продублировать её новой подлодкой. Итого: необходимо два подводных аппарата (известны названия подлодок: "Этна" и "Игл");
- Подлодки сопровождают (доставляют) к острову два фрегата укомплектованными 20 торпедами или 20 пороховыми минами с целью затопления патрульных кораблей англичан.
Согласно дальнейшему плану Джонсона, фрегаты подплывают к острову Святой Елены. Первая подлодка отправляется к ближайшему английскому кораблю и осуществляет диверсию прикрепляя к днищу корабля мину и подрывая её. В результате произошедшего на корабле взрыва всё внимание островитян приковано к тонущему судну, экипаж которого стремятся спасти все неравнодушные. Таким образом получается великолепный отвлекающий манёвр.
В это время другая подлодка отправляется к бухте Процветания где 35 членов экипажа организовывают для императора подвесную конструкцию от поместья Лонгвуд до самого берега по типу сидушки "кресла боцмана", что позволит сэкономить много времени и уйти незаметным. Императора погружают на подводную лодку и отправляют на фрегат, который поднимает паруса и уплывает в Аргентину/Бразилию/США, но не во Францию, чтобы Наполеон набрался сил, собрал средства и только потом смог отправиться возвращать себе трон.
VI. Почему не получилось
За всё это Джонсон затребовал 40 000 фунтов стерлингов. Как известно, удалось собрать только 9000, но даже этого оказалось достаточно, чтобы достроить заброшенную подлодку в Лондоне. Английский художник Уолтер Гривз однажды поделился рассказом своего отца поведавшего собственную историю о том, что в 1820 году британскими военными была перехвачена таинственная подводная лодка в Темзе возле Лондонского моста. Подлодка не имела возможности полностью погрузиться в реку, поэтому её заметили, перехватили, а офицеры взобрались на её борт подозревая владельца в контрабанде. На борту судна офицеров якобы встретил сам Джонсон и угрожая пистолетом и связями потребовал немедленно покинуть борт судна. Но Джонсона повязали, отправили в тюрьму, а лодку уничтожили в Блэкуолле.
По всей видимости, британское правительство было прекрасно осведомлено о скором побеге Наполеона. В самой Франции в 1820 году обострилась политическая остановка, а народ беспрестанно бунтовал, поэтому возвращение Наполеона было во Франции желанным, что в свою очередь привело к очередной катастрофе европейского масштаба, при этом с конца 1820 года из Парижа стали приходить известия об ожидании скорого возвращения императора.
Примечательно, но до Наполеона дошёл слух о его похищении с помощью подводной лодки от посыльного Уильяма Балкомба, но император всегда относившийся к подлодкам скептически поднял на смех своего дружелюбного информатора, полагая, что такое технически невыполнимо. Как бы там ни было, но в Лондоне решили не испытывать судьбу и приняли решение поскорее избавиться от Наполеона прибегнув к древнему испытанному способу. В момент, когда по утверждению Джонсона уже вовсю шли подготовительные работы по спасению Наполеона, император скончался 5 мая 1821 года к великой радости британского правительства.
Выводы. Определённо точно известно, что бонапартисты всерьёз готовили план похищения Наполеона с острова Святой Елены в 1821 году используя для этого подводную лодку конструкции Роберта Фултона. Исполнителем заказа выступил британский контрабандист и изобретатель Томас Джонсон. Общая стоимость реализации плана оценивалась в 40 000 фунтов стерлингов (около четырёх миллионов долларов США), но было собрано только 9000. Не является доказанным, что Джонсону удалось хотя бы частично выполнить свой план. Остаётся под сомнением и само желание Наполеона покинуть остров именно на подводной лодке к которой у него была неприязнь. Неожиданная кончина императора является косвенным свидетельством осведомленности британского правительства о готовящемся побеге.
В продолжение темы о секретных разработках подводных аппаратов, читайте: "Таинственный груз "Чёрного Принца" затонувшего возле Балаклавы".
Рубрика "Интересные факты";