В свое время нашумевшая картина «Раба любви» стала одной из самых неоднозначных в карьере Никиты Михалкова. Произошло это, потому что основная идея фильма принадлежала совсем другому режиссеру - Рустаму Хамдамову, потрясающему художнику, чья режиссерская карьера выдалась необычайно сложной.
Никита Сергеевич уважал Хамдамова за безусловный талант, поэтому не хотел браться за его незаконченный фильм «Нечаянные радости». Сам Хамдамов не закончил картину из-за постоянного давления и критики.
Режиссеры считают дурным тоном заканчивать фильм другого автора. Михалков также не хотел этого делать, а поэтому на оставшиеся деньги снял свой фильм, который формально оказался своеобразным плагиатом.
Но история этого многострадального фильма началась намного раньше. Изначально Геннадий Шпаликов планировал снять картину о звезде немого кино Вере Холодной, которая была очень похожа на его жену Инну Гулая. Из-за неосторожных высказываний Шпаликов попал в немилость властей и практически остался без работы. А после расставания с супругой Геннадий Федорович и вовсе потерял смысл жизни.
Сценарий его фильма пришлось дописывать Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Григорий Чухрай порекомендовал Кончаловскому пригласить на режиссерское кресло талантливого Хамдамова.
В качестве дипломной работы Рустам снял короткометражный фильм «В горах мое сердце», который запретили к показу. Кончаловский находился под впечатлением от его работы и вдохновившись снял «Дворянское гнездо». Андрей Сергеевич хотел отблагодарить начинающего режиссера и передал утвержденный сценарий будущего фильма «Нечаянные радости».
Геннадий Шпаликов видел в образе Веры Холодной исключительно свою жену Инну, тогда как у Хамдамова была другая муза - Елена Соловей, которой он подарил главную роль. К сожалению это было первым звоночком к неминуемым проблемам. Режиссер настолько погрузился в творческие поиски, что совершенно позабыл о сценарии, на ходу изменяя концепции и первоначальный смысл.
Вскоре приехали цензоры и попросили показать отснятый материал. Хамдамов отказывался демонстрировать черновой вариант, ведь тот был далек от финальной задумки. Но цензоры настояли, а когда посмотрели просто ничего не поняли. В итоге они начали заставлять Хамдамова следовать по утвержденному сценарию. Рустам Усманович был не тем человеком, на которого можно надавить. Он не выдержал и уехал обратно в Ташкент, так и не закончив работу над фильмом.
Часть бюджета была потрачена на съемку, поэтому во избежание скандалов пришлось срочно искать человека, который закончит работу. Согласился лишь Михалков, но с условием того, что будет снимать не продолжение, а совсем иной фильм. Кончаловский переписал сценарий и вместо черно-белой комедии получилась драма.
Из первоначального актерского состава осталась только Елена Соловей, которая конфликтовала с Михалковым, постоянно сравнивая его с Хамдамовым. Тем не менее роль Ольги Вознесенской в «Рабе любви» стала визитной карточкой актрисы. Впоследствии Соловей еще не раз будет работать с Михалковым.
Картина вышла в прокат в 1976-ом году. В СССР ее посмотрело около 11 миллионов человек, а права на показ выкупили многие страны мира. Сейчас сложно сказать, каким бы получился фильм, если бы Рустаму Хамдамову разрешили его доснять. Возможно, творение Хамдамова вошло бы в учебники по кинематографии, но вряд ли бы заполучило такую же популярность, какую получило творение Михалкова.
#интересные факты о кино #советское кино #скандалы #кино