По мнению экономистов, пакет инфраструктурных мер стоимостью около 1 триллиона долларов, только что принятый Конгрессом, скромно поможет экономике в краткосрочной перспективе, одновременно подготавливая страну к несколько более сильному росту в ближайшие десятилетия.
Закон предусматривает примерно 550 миллиардов долларов дополнительных расходов сверх того, что правительство уже запланировало потратить в течение следующего десятилетия на инфраструктуру. Примерно пятая часть новых расходов предназначена для строительства и ремонта дорог. Более мелкие компоненты будут использоваться для улучшения широкополосных сетей, систем метро, пассажирских железных дорог, аэропортов, портов и энергетических объектов.
Экономисты в целом согласны с тем, что федеральные расходы на инфраструктуру помогают стране стать более эффективной, поскольку они обеспечивают большую мобильность работников и улучшают транспортировку товаров. В результате производительность труда в США повышается, что позволяет экономике расти быстрее и повышает уровень жизни американцев.
“Законопроект об инфраструктуре должен повысить производительность труда в долгосрочной перспективе именно так, как это необходимо американской экономике”, - сказала Ади Томер, эксперт по транспорту в Институте Брукингса, левоцентристском аналитическом центре.
Экономист Марк Занди из Moody's Analytics оценивает, что к 2031 году закон улучшит рост производительности труда на 0,03 процентного пункта в год. В результате экономика может устойчиво расти на уровне 1,93 % в год, вместо оценки Бюджетного управления Конгресса в 1,9 %, сказал он.
Для реализации этих преимуществ часто требуются годы, отчасти из-за планирования и процедурных препятствий. Аналитики ожидают, что деньги начнут поступать во второй половине 2022 года, хотя самые большие суммы будут потрачены в 2024 году и далее.
Более того, новые расходы, утвержденные законом, невелики по сравнению с экономикой, составляя около половины процентного пункта валового внутреннего продукта США в течение следующего десятилетия, согласно экономисту Пенсильванского университета Кенту Сметтерсу.
По оценкам Moody's, закон увеличит объем производства в США на 0,17 % или 34 миллиарда долларов к концу года и на 0,5% к концу 2026 года, а затем эффект ослабнет по мере сокращения расходов. К концу 2031 года Moody's ожидает, что ВВП составит всего 39 миллиардов долларов, или на 0,12 % больше, чем если бы законопроект не был принят. Среднегодовой рост будет на 0,02 процентного пункта быстрее до 2031 года.
“Я бы сказал, что это абсолютный позитив - небольшой позитив, потому что цифры невелики”, — сказал г-н Занди, сравнивая его с расходами на инфраструктуру в период после Второй мировой войны, когда федеральное правительство построило систему автомагистралей между штатами.