Из доклада "Эзотерик", прочитанного на конференции в честь открытия второго строения Гетеанума в праздник Архангела Михаила 1928 года. Карл Уигер (1878-1929) был одним из первых участников всех отделений Эзотерической Школы Рудольфа Штайнера и с 1908 года до своей смерти был в руководстве Антропософским Обществом.
Во все времена эзотерика заключалась в душевном отношении, которое кроме обычных жизненных и познавательных способностей, которые принадлежали соответствующему времени, душевный род, который только должен быть достигнут, чтобы человек потрудился себя развивать.
Важно обратить внимание на переход от третьей культурной эпохи к четвертой, и от этой к пятой эпохе. Импульс третьей эпохи как раз всплывает в наше время снова, и это является в значительной мере основанием этим заниматься. Из "Очерка Тайноведения" Рудольфа Штайнера мы знаем, как космические события развития более ранней эпохи становятся путем инициации следующей.
В этом смысле мы можем взглянуть на древнеиндийские мистерии, как на повторение сатурнического развития в полярном времени, взглянуть на персидский путь посвящения, в котором древнее солнечное развитие отражается в его повторении во время гиперборейского времени.
После этого мы находимся в третьей послеатлантической культуре, вегипетско-халдейской эпохе, которая содержит в себе также историю еврейского народа. Древнее лунное существо пронизывает тогда в душах так, как оно шествует насквозь через лемурийское время.
В древней Лемурии жил человек еще в магической связи с элементом земли. В широком смысле он мог влиять на природные силы и подчинять их. Эту магическую силу воздействия в древние времена находим мы в третьем культурном периоде преобразованной в тех мистериальных центрах продолжающей жить. Царившую там эзотерику мы должны представлять, как совершенно магическую.
Что тогда, как культурный знак того времени остался сохраненным, это могло быть образованно только под влиянием магической эзотерики. Доступ к ней имели только очень немногие избранные, которые проходили необычайно тяжелые и жесткие испытания.
Часто, выбранные еще малыми детьми, они должны были через душевное и духовное обучение долгие годы подготавливаться, пока органическая взаимосвязь сил их тела не становилась готова к переживанию мистической смерти. Для этого было необходимо безусловное преклонение учеников перед учителем, который через обладание духовными силами их высшие части освобождал из физического тела и потом снова возвращал. Посвящение могло достигаться только благодаря магическому соучастию иерофанта. И благодаря магическим силам и мощным силам внушения народы были мистериальными центрами водимы и приводились к культурному прогрессу.
Сами мистериальные центры были защищены от вторжения посторонних магическими средствами. Кто вторгался неприглашенным, или также кто не соблюдал правила, погибал. Намеки на такую охрану священных мест мы находим в "Ветхом Завете". В святилище никто не мог войти сам, кроме верховного священнослужителя. Любой непосвященный, который к нему приближался, умирал. Конечно, что об этом во всех подробностях есть материалистические объяснения, которые показывают только, что, кто такое делает или так верит, ничего и не знает, и не понимает о таких вещах.
Потом следует греческая эпоха, имевшая особенно живое воспоминание об мистериальной сущности Атлантиды. Она имела "тайную эзотерику". Она больше не образовывала непосредственно вплоть до физически-телесного, но она посредством через душеное переживание действовала в пробужденном сознании. Она воспламеняла энтузиазм, силы воодушевления, "исполненностью Богом", и благодаря искусству распускала дух порождающие силы в человеческую жизнь. В той степени, в которой была утеряна сила магической защиты мистериальных центров, стало применяться сохранение в тайне эзотерики под присягой и пытались этого достигнуть угрозами. Предававший мистерии преследовался и наказывался смертью. В наше время мы имеем еще следы тайной эзотерики в различных тайных обществах. Они заботятся, чтобы формы и ритуалы, которые они исполняют, содержались в строгой тайне. Это пережитки древнего времени. Предательство там также наказывается.
Но сегодня мы делаем это исходя из совсем других импульсов. Мы вышли из эпохи магической действенности и тайной эзотерики, и Мистерия была приведена на свет открытости. Мистерия Голгофы сломала стены, когда Христос в полном сознании проломил ограниченность древней действенности.
Он тогда своей смертью, и воскресением мистериальную мудрость всех времен "исполнил", и именно "перед всем народом". Это признали также знающие люди того времени. Поэтому он был обвинен в мистериальном предательстве. В "Новом Завете" о Христе говорится: "Ибо Он перед народом знамения совершил", тогда искали они, как они "одну вещь против Него могут найти".
Рудольф Штайнер представляет в своей книге "Христианство, как мистический факт" и во многих других докладах основополагающее отличие деяния Христа в сравнении со всеми предыдущими посвящениями. Мистерия Голгофы должна прийти ко всему миру, как космическое событие, в нем мы имеем освобождение мистериального существа.
С момента Мистерии Голгофы мы должны эзотерику понимать, как свободную, и это существенно. На этот факт опирался Р. Штайнер.
Р. Штайнер хотел людям, которые собрались в Антропософском обществе, передать эзотерику, соответствующую духовному положению (состоянию) нашей пятой духовной эпохе. Он хотел показать путь к христианскому эзотерическому развитию, в то время, как он из понимания древних оккультных традиций достиг соответствующего времени души сознательной дальнейшего образования метода сверхчувственного исследования.
Люди не соображают, что в каждом моем докладе, также и в открытых докладах, имеется внутри наполнение эзотерикой. Нужно только правильно воспринимать доклады.
Р. Штайнер
Он говорил это, когда в военные годы стало невозможным прежним образом заботиться об эзотерике, и члены общества обращались к нему с просьбой эту эзотерику снова возобновить. Р. Штайнер хотел этим характеризовать, что он в сегодняшнее время под "эзотерическим" хотел понимать.
В другой раз он сказал: "Я хочу вам указать на эзотерическую книгу, которая, несмотря на то, что она лежит у каждого перед глазами, однако никем в качестве таковой не понимается, собственно, "Научное учение" Фихте".
В таком же смысле оценивал Р. Штайнер логарифмическую таблицу, как эзотерическую, что означает, что это принадлежит в пониманию того, что человек приобретает, уча научные предпосылки, которые, мобилизуя добрую волю, вырабатывают необходимую подготовку. Это побуждает нас воспринимать такие слова истинно серьезно.
Но как Р. Штайнер в Обществе заботился о эзотерике? Кто проследил ход движения Р. Штайнера, начиная со смены столетия, того мог бы заметить следующее: Р. Штайнер искал часто основания для определенных представлений, и тогда могло наступать, что он в совершенно маленьком круге, иногда даже из трех, двух и даже одного человека, сообщал нечто из своего духовного исследования - пробным образом.
Одновременно он проводил эксперимент, насколько современное сознание может эти вещи "вынести". Тогда какой-нибудь новый результат исследования он представлял паре людей. Можно было потом обсудить. Через некоторое время, можно было пережить, что он выносил этот вопрос на более широкий круг людей, например таких людей, которые составляли эзотерическую группу. Затем происходило, что Р. Штайнер сообществу всех членов Антропософского Общества высказывал, и немного ждал, а потом об этих же фактах начинал читать открытые доклады.
Вы видите, как эзотерическое, то есть духовное, которое для обычного переживания еще недоступно, в современное сознание шаг за шагом должно насаждаться. Нужно постепенно взрыхлять почву, чтобы посев мог распуститься. Но определенно эти вещи были с самого начала для всех людей.
Стену, которая до конца Кали-юги (1899) огораживала духовную жизнь нового времени, проломил Р. Штайнер. Еще сегодня имеются посвященные различных направлений, прогрессивные и консервативные. Р. Штайнер, однако, хотел все дать людям, чтобы они приобрели зрелость. Так, как Иисус Христос Мистерию Голгофы прошел для всех людей, так же здесь никто не должен был исключен быть.
Но духовный мир тоже имеет свои законы. И тому, кто не хочет себя подготавливать, вступать не предоставляется. Чтобы никакой посторонний не приблизился к этим вещам, об этом заботится правление усилиями, которое единственное используется, чтобы заботиться о состоянии и обстоятельствах сознания. Мистерия защищает себя через саму себя. Не нужны больше ни магия, ни таинственность.
В методике пути к эзотерическому Р. Штайнер укрывал защиту мистерий. Эти пути таковы, что в подготовке, в том, что Р. Штайнер называл "Studium" Антропософии, пробуждающая сила лежит к истинному самопознанию человека. Призыв:
О человек, познай себя!, - который звучит из мистерий, проникает в серьезно стремящуюся к духовному познанию антропософии душу.
Оно преобразует в упражнении души обычное "Я" - переживание в действительное самосознание, из которого в новом смысле ответственности человек пробуждается: ответственности по отношению к духу. В пробуждении СамоДуха чувствует, душа свою родину под духовной сущностью, под взором которой возникает ее новая моральная душевная позиция. Так же как "все знание" нуждалось в защите через магию и таинственность, так теперь новое познание основывается на истинном самопознании человека и расцветающей духовной ответственности.
Поэтому начиная с Рождественского собрания (1923/24) Р. Штайнер все выставляет в открытости. Он хочет новое мистериальное движение, импульсы которого могли бы приводить непосредственно к Событию-Христа. Сегодня единственно возможной является свободная Эзотерика. Как магическая эзотерика вплоть до в физическом свершении внутрь формируется, как тайная эзотерика через искусство души пробуждает новые силы переживания, так свободная эзотерика обращается к духу человека.
#эзотерика #антропософия #рудольф штайнер #Мистерии #карл уигер #фихте