Сегодня мы начинаем говорить о таком свойстве асфальта как однородность.
Однородность асфальтобетонной смеси (АБС) характеризуется тем, насколько равномерно зерна наполнителя разного размера распределены в составе материала. Другими словами, асфальт можно назвать однородным в том случае, если в любой случайно взятой пробе будет постоянное соотношение разных фракций щебня, песка, битума и минерального порошка.
Это важное технологическое свойство, от которого напрямую зависит качество готового покрытия. Давайте представим, что мы асфальтируем дорогу неоднородной смесью. Тогда на ней появятся участки с преобладанием какого-то одного компонента – например, песка или крупного щебня. Их физико-механические свойства (плотность, прочность, водостойкость и другие) довольно сильно отличаются. На стыке таких участков пойдут трещины, и покрытие быстро придет в негодность.
В ходе хранения и транспортировки АБС теряет однородность из-за явления сегрегации (разделения).
В соответствии с видами сегрегации, неоднородность может быть:
- Фракционной
- Температурной
Подробнее о сегрегации, ее причинах и способах борьбы с ней можно прочитать в нашей статье Сегрегируемость асфальта. В этой же статье мы опишем, к каким дефектам дорожного покрытия может привести укладка неоднородной смеси.
Итак, асфальт – это довольно требовательный строительный материал, свойства которого могут измениться из-за небольших изменений в составе или нарушений технологии производства. Иногда по одному виду уложенного покрытия можно понять, что и на каком этапе пошло не так.
Например, использование неоднородной смеси приводит к следующим дефектам:
- Короткие и длинные поверхностные волны
- Неоднородность текстуры
- Неровность покрытия
- Сегрегация смеси
Ниже мы рассмотрим их подробнее.
Поверхностные волны
Этот дефект проявляется в виде волнообразных неровностей на поверхности асфальта. Они могут быть длинными и короткими. Промежутки между короткими волнами, как правило, составляют от 45 до 60 см (иногда – от 30 до 90 см). Длинные находятся на большем расстоянии друг от друга. Такая деформация обычно появляется на этапе разравнивания и предварительного уплотнения асфальта выглаживающей плитой асфальтоукладчика.
Причиной такого дефекта могут быть:
- Неравномерная подача смеси в шнековую камеру асфальтоукладчика
- Изношенность шарнирных сочленений выглаживающей плиты асфальтоукладчика
- Неправильный монтаж или настройка датчика автоматического контроля за продольным уклоном
- Несогласованность действий между асфальтоукладчиком и самосвалом, выгружающим смесь
- Нерациональный подбор состава смеси или нарушение технологии производства (слишком высокая температура, наличие влаги)
- Неоднородность жесткости смеси вследствие температурной или фракционной сегрегации
Остановимся на последнем пункте. Как мы уже отмечали, неоднородность смеси приводит к появлению в ее составе участков с разными свойствами. Одни из них легко поддаются уплотнению под относительно легкой плитой, а другие – наоборот, сильно сопротивляются. В результате выглаживающая плита то опускается, то приподнимается под давлением более жесткого материала, и на поверхности образуются волны.
Неоднородность текстуры
Ее можно заметить на глаз, а еще проще – на ощупь. Она проявляется в виде небольших неровностей на поверхности асфальта – например, выступающих крупных зерен щебня.
Дефекты текстуры появляются на этапе разравнивания и уплотнения асфальта.
Они могут свидетельствовать о:
- Неравномерной подаче смеси под выглаживающую плиту асфальтоукладчика
- Ошибках в работе выглаживающей плиты
- Недостаточной толщине асфальтобетонного слоя – она должна не менее чем в 1,5 раза превышать максимальный размер зерен наполнителя
- Недостаточно уплотненном основании
- Неоднородности смеси
Мелкозернистые наполнители асфальта (мелкий щебень и песок) лучше поддаются разравниванию, тогда как участки с преобладанием крупных зерен утрамбовать и уплотнить гораздо сложнее. В результате они могут как бы выступать бугорками над поверхностью покрытия.
Неровность покрытия
Здесь речь идет уже о более масштабных перепадах толщины асфальтобетонного слоя, которые появляются на этапе выравнивания смеси плитой асфальтоукладчика или уплотнения катками.
Причиной такого дефекта могут быть:
- Слишком высокая скорость движения асфальтоукладчика, из-за которой выглаживающая плита не успевает отреагировать на изменение высоты слоя
- Неправильная настройка плиты
- Неоднородность температуры асфальтобетона
По мере остывания смеси она становится более жесткой и менее податливой. Соответственно, если в массе асфальта появляются холодные участки, они хуже прессуются под давлением катка. В таких местах толщина покрытия увеличивается.
Сегрегация смеси
На поверхности асфальта могут появляться своеобразные «узоры», сформированные скоплениями более крупных зерен наполнителя. Они указывают на то, что на одном из технологических этапов (изготовления, погрузки, транспортировки или укладки) смесь подверглась фракционной сегрегации.
Выделяется несколько видов сегрегации:
- Концевая односторонняя
В слое асфальта выделяются скопления крупных зерен, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга вдоль одного из краев уложенной полосы. - Концевая двусторонняя
Узор аналогичен описанному выше, только такие скопления тянутся вдоль обоих краев полосы. - По центральной линии
Примерно по центру полосы тянется линия, образованная крупными зернами щебня. - По шву
Две щебеночные линии обрамляют края уложенной полосы. - Беспорядочная
На поверхности выделяются хаотично расположенные скопления крупных зерен.
Подробнее о причинах появления таких дефектов и способах их предупреждения вы можете прочитать в нашей статье Сегрегируемость асфальта.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #однородность асфальта #необнородность асфальта #однородность асфальтобетона #неоднородность асфальтобетона #полезные советы