Найти тему
📚 МемуаристЪ

Друзья центурионы снайперы из НКВД

Снова поговорим о сотрудниках НКВД - Героях Советского Союза. Сегодня на чекистов Сталинской поры вешают всех собак. Почитаешь иной шедевр или посмотришь очередной модный сериал – лютые упыри, а не люди. Какие там герои!

Между тем, за годы Войны почти три сотни сотрудников НКВД получили Золотые Звёзды Героев Советского Союза. И воевали не с карандашом над доносами, а вполне себе не фронтах. Храбро били врага наравне с обычными красноармейцами.

Сегодня поговорим о снайперах НКВД, которые сражались за Ленинград. И стали Героями Советского Союза.

Первая стрелковая дивизия НКВД, старшина Иван Вежливцев. В декабре 1941 года появилась информация, что вблизи линии фронта пойдёт крупная автоколонна фашистов.

Снайпер засел в подбитом танке фашистов. Зима, лютый мороз, промёрзший танк превратился в натуральный ледник. После двух суток ожидания появились немцы.

Вежливцев хладнокровно зажёг бронебойными бензин в двух передовых машинах и колонна стала. Наш снайпер принялся методично отстреливать разбегающихся фашистов.

Вернувшись с задания старшина объявил среди снайперов НКВД соревнование – кто больше набьёт фашистов. К январю в его личной снайперской книжке значилось уже 138 уничтоженных врагов.

На Ленинградском фронте про весёлого снайпера сложили частушку:

За рекою, за Невою
Всполошился вражий стан
Бьёт фашистов смертным боем
Снайпер Вежливцев Иван
Нам Отчизна дорога,
И Отчизна требует
Бить, как Вежливцев, врага
Наповал, чтоб не было!
Зверя хитрого уловки
Затуманила пурга,
Но Иван своей винтовкой
Бьёт без промаха врага!

В январе на старшину оформили похоронку и отправили в родной колхоз в деревню под Архангельск. Однополчане были уверены, что снайпер погиб под миномётным обстрелом. Фашисты прицельно охотились за нашим снайпером и спастись было почти невозможно.

Но через неделю из германских тылов вернулся как всегда задорный Ваня Вежливцев со ставшей уже родной винтовкой. Сказал не время умирать нам ещё, вон сколько фашистов ещё нашу землю топчут.

Провоевал всю Войну, на гражданку ушёл в невеликом звании лейтенанта. Вернулся в родной колхоз, потом председателем работал. Сталинский чекист упырь, не иначе.

В записках о Галльской войне Юлия Цезаря рассказывалось о двух друзьях центурионах, постоянно выручавших друг друга в бою: Тите Пуллоне и Луции Ворене. Был такой верный боевой товарищ и у старшины Вежливцева.

Часто на снайперскую охоту за фрицами ходили вдвоём со снайпером, рядовым Петром Голиченковым. Именно Голиченков предложил необычный приём – привлечь к снайперской охоте артиллерию. Слыханное ли дело?

Друзья находили замаскированные блиндажи или наблюдательные пункты фашистов и вызывали на них огонь артиллерии. А вот когда из разворошённых муравейников бросались бежать фашисты наступал черёд поработать нашим стрелкам.

К концу января Петр обогнал товарища на двоих уничтоженных оккупантов. Его личный счёт снайпера перешагнул 140 фашистов.

Активно обучал молодых снайперов. Как-то военкорром было подсчитано, что воспитанники рядового красноармейца Голиченкова набили больше четырёх тысяч фашистов!

Его тоже вражеские снаряды не пощадили. Во время очередного выхода на задание был тяжело контужен разрывом снаряда. В сознание пришёл только через неделю в госпитале. Тем не менее, даже после контузии вернулся в строй. И набил ещё больше сотни фашистов из своей снайперки.

В запас ушёл младшим лейтенантом, было тогда такое звание. Без офицерской учёбы выше было не подняться. Тоже вернулся в родное село под Ульяновск. Работал в колхозе, избирался депутатом сельсовета.

Два простых деревенских парня, чекиста, верных защитника нашей Родины. Героями Советского Союза стали ещё в феврале 1942 года. Любимая присказка друзей: «Бей фашиста так, что ни патрон, то враг!»

Звали их: старшина Иван Вежливцев и рядовой Петр Голиченков. Служили в НКВД. Вечная слава!