Степан Разин - его называют разбойником грабившим мирных торговцев и одновременно называют в честь него улицы наших городов и ставят ему памятники.
Неоднозначность его личности для многих является камнем преткновения. Трудно сегодня дать оценку его действиям по той простой причине, что все его действия относительны. По закону того времени - он злодей и грабитель. Но что делать если закон не равен для всех? Отличается ли закон от справедливости? Я говорю о том, что если простой народ того времени угнетали по закону, то они начинали действовать по "своей справедливости".
Спорить об этом можно долго, но факт остаётся в том, что у Разина была большая поддержка в народе и без этой поддержки он не добился бы создания своей многотысячной дружины и такого влияния.
Впервые в окрестностях Самары отряды Степана Разина появились 31 мая 1670 года. Тогда они захватили прилегающие к самарской крепости слободы, сожгли две сторожевые башни, но овладеть ею так и не смогли и были вынуждены отступить. При этом в город просочились так называемые прелестные письма — агитационные листовки, в которых горожан призывали не платить налоги в царскую казну, перебить опостылевших им воевод и чиновников, а затем перейти на службу атаману.
Новые отряды Разина стали подходить к Самаре 26 августа. К этому времени настроения в городе были уже на их стороне. Жители самарской крепости подняли восстание, открыли ворота и встретили мятежников как дорогих гостей — хлебом-солью и колокольным звоном. Самарский воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и «посажены в воду», то есть утоплены.
После подавления восстания Степана Разина жители Самары были вынуждены принести государю повинную и в течение нескольких лет платить громадную пошлину в царскую казну.
В Самарской области казаки Разина, или как они сами себя называли "казачья вольница" обосновались надолго. Дело в том что на Русской равнине, Жигулёвские горы это единственные настолько высокие точки над Волгой, плюс ко всему Самарская лука отличное место для нападений на корабли бояр и торговцев. Волга в этом месте делает крутой разворот (отсюда и название - лука) вокруг Жигулей. Это удобно для отслеживания судов. Пока "добыча" плывёт вниз по Волге, казаки проходят по суше у села Переволоки и уже поджидают с другой стороны. Второй вариант - это сигнальные костры. На вершинах Жигулёвских и Сокольих гор отрядами Разина зажигались сигналы, которые означали что по Волге идёт добыча.
Награбленное стаскивали в многочисленные пещеры, что расположены по всей Самарской луке. Одна из них и называется пещера Степана Разина.
Итак перейдём к главному: Зарытые клады в жигулёвских горах это всего лишь миф или есть основания верить этим рассказам?
Давайте сопоставим известные факты.
1. То что казачья вольница на протяжении долгого времени грабила суда на Самарской луке - это факт.
2. Добыча делилась между всеми поровну, следовательно как в любом обществе, кто-то эти сокровища просто просаживал, а кто-то прятал. Естественно спрятать чтобы сохранить нужно было в тайне, никто не должен видеть кроме тебя куда ты прячешь свои сбережения. Куда можно спрятать находясь постоянно в горах? Или вырыть яму и потом закопать, но это сложно на каменистой местности или в пещеры и гроты, заложив всё камнями. Дальше многих из разинцев убивали в битвах и человек навсегда уносил в могилу место своего клада.
3. Когда схватили Разина, его жестоко пытали принуждая выдать места схронов, но он молчал. Его брат Фрол, смотря на всё это не выдержал и начал просить помиловать хотя бы его, обещая выдать награбленное. На что Степан крикнул ему с презрением: "молчи собака". После казни Разина, его брат пытался отсрочить свою смерть показывая какие то места. Но потом казнили и его. Значит царь был неудовлетворен тем что ему вернули? Легенда утверждает что на указанном месте вообще ничего не нашли.
Сам Степан Разин побывал во многих местах по всей Волге и до Дона. В интернете даже есть карта мест где мог спрятать свои сокровища атаман.
Но именно в Самарском крае в Жигулёвских горах долгое время занималось нападением на корабли его войско. Так что если отбросить все легенды о кладе самого Разина, то клады отдельных его соратников это уже не вымысел.
Лично я увлекаюсь спелеологией и посетил многие известные пещеры и гроты нашего края. Вот что меня удивило, большинство пещер имеют продолжения ходов, но они завалены камнями. Никто не пытался их убрать и расчистить проход. Реально таких ходов много. Все говорят о кладах Разина, но никто не пытался реально начать искать. Также я могу сказать на 100% что заваленных и неизвестных полностью пещер в нашей области гораздо больше чем известных.
В основном пещеры у нас карстовые. Карст это процесс выщелачивания горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот. То есть большинство пещер могут хранить в себе потерянные клады Разинской казачьей вольницы. Если логически подойти к поискам кладов, то скорее всего начинать искать нужно разгребая камни в поисках не открытых пещер по берегам Самарской Луки. Металлоискатели тут не помогут. Вряд ли опытные в этом деле разинцы, спрячут драгоценности близко к поверхности.
Вывод: Клады Разина - это вполне реальный факт. Но прятали их не для того чтоб посторонние люди быстро их нашли, а значит поиск довольно сложный процесс.