Император Николай Павлович вошел в историю как деспот и солдафон. Кровавый, грозный, окаянный, жандарм Европы – как только не называли императора, который единолично управлял страной, превратив её в одну большую казарму. В то же время Николай обладал, весьма своеобразным, чувством юмора, порой никак не соответствовавшим его грозной славе. История помнит много забавных, и где-то даже поучительных случаев.
Однажды Николай Павлович свел к шутке дело об оскорблении императорского величия (к слову, очень серьезное антигосударственное преступление).
Как-то, в одном из кабаков, разошедшийся гуляка начал дебоширить. Что бы урезонить его трактирщик указал портрет императора, висевший на стене:
- Перестань сквернословить, хоть бы ради лика государева.
Но, невменяемый пьяница ответил:
- А что мне твой лик, я плюю на него! — после чего повалился и захрапел.
Очнулся он, конечно же, в тюрьме. Собутыльники, понимая, какую серьезную глупость сморозил их товарищ, немедленно сдали его полицмейстерам.
Обер - полицеймейстер Кокошкин в утреннем рапорте императору, указал на это преступление, пояснив государю, что за это жалкому пьянице грозит Сибирь. Николай, призадумался, а потом наложил следующую резолюцию: «Объявить дебоширу, что и я на него плюю — отпустить и впредь в кабаках мои портреты не вешать».
В царствование Николая в России цензурой был запрещен роман А. Дюма «Учитель фехтования». Он повествовал о любви декабриста Ивана Анненкова к француженке Полины Гебль.
Супруга императора, Александра Федоровна, будучи любительницей литературных новинок, нашла способ обойти императорский запрет и достала эту книгу. Для её тайного прочтения она пригласила к себе в будуар княгиню Трубецкую. В самый разгар запретного действа в комнату вошел Николай. Оценив испуганный вид, пойманных с поличным, женщин император спросил у Александры:
- Вы читали мадам?
- Да, государь…
- Хотите, я вам скажу, что вы читали? Вы читали роман Дюма «Учитель фехтования».
- Откуда вам это известно, Государь?
- Нетрудно догадаться, ведь это последняя вещь, которую я запретил! – улыбнувшись, ответил Николай.
Еще одна, весьма поучительная история про Николая I и французов.
В середине 40-х годов в Париже ставили пьесу о жизни русской императрице Екатерины II. По видению парижских режиссеров императрица была представлена во фривольном виде. Узнав об этом от своего посла, Николай пришел в ярость и потребовал (конечно, через своих дипломатов) от французской стороны немедленно прекратить показ этой постановки. Ему ответили, что, мол во Франции свобода слова и отменять спектакль не собираются.
Тогда Николай дал задание послу передать, что в таком случае пришлет на премьеру «300 тысяч зрителей в серых шинелях». Как только послание Николая дошло до адресата, правительство Франции тут же отменило постановку.
Так как Николай I был человеком сугубо военным, то постоянно контактировал со множеством солдат и офицеров. Не удивительно, что много забавных историй происходило именно с ними.
Однажды, в людном месте, императору на глаза попался в пьяный в дым офицер. Бедолага еле стоял на ногах. Государь конечно отчитал его, и свой выговор закончил так:
– Ну, а как бы ты поступил, встретив подчиненного в таком состоянии?
Немного протрезвевший офицер нашёл что ответить:
– Я бы с этой свиньей даже разговаривать не стал!
Николай рассмеялся в голос: – Бери извозчика, поезжай домой и проспись!
Никаких репрессий по отношению к проштрафившемуся офицеру предпринято не было.