Найти тему
StP: звук и тишина

Бархатный путь: в Москве запустили трамваи с тихими рельсами

Оглавление

Трамвай – один из самых экологичных видов транспорта, но он же один из самых шумных. Правда, причина шума не в самом транспорте, а в старых рельсах. Сейчас в Москве идет замена старых трамвайных путей на «бархатный путь» – новые бесстыковые рельсы, экологичные и тихие. Насколько эффективна эта технология, показали недавние замеры.

Что такое «бархатный путь»?

Строительство новых трамвайных путей проходит в несколько этапов. Сначала снимают старые рельсы. На их месте роют траншею, в которую укладывают «подушку» из песка, щебня и виброшумоизоляционного мата из войлока и резины.

После этого укладываются бесстыковые рельсы. Их сваривают по алюминотермитной технологии, остаточные следы стыков шлифуют вручную. Трамвай запускается по новому пути и курсирует по нему один-два месяца. Когда «подушка» под действием движения даст усадку, строители регулируют путь и укладывают бетонные плиты. Для снижения вибраций и шума плиты крепятся резиновыми фиксаторами.

Хотя технология называется бесстыковой, полностью обойтись без стыков невозможно. Это вызвало бы деформацию металла при сезонном перепаде температур. Но количество стыков значительно уменьшилось: раньше они располагались через каждые 13 м, теперь – через каждые 300 м.

Еще один плюс нового пути – экологичность. Шпалы изготавливаются из переработанного пластика. На производство 1 км уходит 170 т пластиковых отходов. Срок службы шпал составляет 40 лет, после чего их можно переработать повторно.

Стало ли тише?

Работает ли новая технология? Замеры шума, взятые в октябре этого года, показывают, что да.

Для измерений была выбрана улица Зои и Александра Космодемьянских, где ходят четыре трамвайных маршрута с интервалом до 10 минут. Жители окрестных домов нередко жаловались на шум от трамвайных путей, отчасти поэтому новую технологию опробовали именно здесь.

Согласно показаниям шумомера, на расстоянии 0,5 м уровень шума от трамвая составляет 57–60 дБ. Самым «громким» (70 дБ) оказался разворотный трамвайный круг в районе метро «Войковская». Правда, здесь к шуму трамвая примешивается гул от Ленинградского шоссе и стройки.

Для сравнения были сделаны замеры шума другого городского транспорта. Громкость автобуса составила 58 дБ, а грузовой «газели» – 60 дБ. Известно также, что шум трамвая со старым типом рельс составляет от 86 до 91 дБ в зависимости от типа дороги и скорости ТС. Так что «бархатный путь» с честью выдержал испытание.

Сейчас работы по прокладке новых путей ведутся по 15 адресам столицы, в том числе на Прогонном и Дмитровском проездах и в районе ст. м. «Щукинская» на улице Авиационная.

Еще больше интересного о дорожном шуме и борьбе с ним вы узнаете на нашем канале: