Как помочь мальчику-подростку, мы уже рассказывали.
Лично для меня принципиальная разница в помощи мальчику и девочке в том, что с мальчиком всё понятно, его проблемы логичны, объяснимы и в большинстве случаев легко решаемы на бытовом уровне. Возможно, потому, что я сама с детства была пацанкой, не дружила с девочками до пубертата и интересовалась исключительно оружием, техникой и строительными инструментами, этакая папина дочка.
С девочкой же картина совершенно иная. С самого её рождения я не понимала: что ей нужно? Сухая, сытая, на руках потисканная — и орёт.
Девочка у нас вообще очень эмоциональная, при каких-то проблемах у неё есть две реакции: безудержные слёзы и неконтролируемая агрессия.
По большому счёту все проблемы дочери можно поделить на две группы:
- Цель правда недостижима и из-за этого дико обидно.
- Нет веры в себя.
С первой бороться бесполезно, а переключить внимание, как с сыном, не получится. Со второй же требуется более глубокая работа.
Пример: увидела в инстаграме аккаунт по продаже ювелирных изделий, говорит: «Хочу».
— Ты вообще представляешь, сколько они стоят?
— А сколько?
— Столько.
Понимает, что я даже себе сейчас подобные цацки не куплю, начинает кукситься, а потом раздаётся сирена:
— Хочу якутские брилллиа-а-а-анты-ы-ы!!!
11 лет девочке тогда было, на минуточку.
Что делать? Ну… Ничего.
Нет, ну варианты возможны, конечно, но брать кредит на серьги с бриллиантами я не намерена, и она это знает. Обидно-о-о! К слову, ора было на два часа без перерыва, до носа картошкой, опухших глаз и соплей по колено. Потом успокоилась, ещё раз полюбовалась фотографиями и, как я поняла, поставила себе долгосрочную цель.
Другой пример: нечего надеть.
Вот у меня вообще с этим нет проблем, скорее, противоположная крайность — я могу и в цивилизацию отправиться в том, в чём только что копалась в огороде или чинила машину.
У неё — прямо бич какой-то. Причём, обычно такая проблема возникает минут за 15 до выхода, и на истерику времени уже не остаётся.
Здесь алгоритм такой:
1. Лезу в шкаф, предлагаю несколько вариантов создания образа (просто одежда — нет, лучше даже термин такой не употреблять, операция будет провалена). Разумеется, большинство из них, а то и все — «дебильные».
Идём в тот же Инстаграм (на такой случай есть несколько подписок на людей, вкус которых она уважает), показываем, мол, вот, смотри:
2. Пока у неё не было подобных авторитетов, было сложнее.
На фразу: «Я не хочу чёрные колготки, а белые в стирке» приходилось жёстко отвечать, что ещё пять минут соплей, и нам можно никуда не ходить, всё равно опоздаем.
Порой и прикрикнуть надо — за пару минут перезагрузится, может огрызнуться, но есть шанс успеть к назначенному времени. С сыном это не работает, у него повышение голоса вообще напрочь отключает коммуникативные навыки.
Если проблема с учёбой, что на семейном образовании проявилось особенно ярко, надо включаться сразу, пока не разразилась истерика.
Алгоритм таков:
- 1. Посмотри внимательно, может ошибка в вычислениях.
- 2. Если не помогло, и последовала фраза: «Я проверила, ответ не сходится», лучше сразу идти и посмотреть самой. Иногда некогда, тогда советую пропустить это задание и делать следующее.
Дольше растягивать не стоит. Семейное образование на то и семейное, что все вопросы нужно решать самостоятельно, без помощи профессиональных педагогов.
Если же она не в духе и уже на повышенных тонах заявляет, что все последующие задания сложнее этого, потому что они дальше от начала задачника, то всё! Это уже сигнал, что есть проблемы с самооценкой.
Включаю психолога и мчусь дочери на помощь:
1. Собственно, решить задание самостоятельно, если оно творческое — выполнить, показать пример и предложить попробовать «на черновик».
2. Если говорит: «Так конечно, ты-то можешь, а у меня не получится», отвечаю, что у меня тоже сначала не получалось. Чем больше приведу в пример собственных факапов, тем лучше. Это типа я принижаю себя, чтоб она возвысилась в собственных глазах.
3. Довести дочь до результата, дать ещё пару подобных заданий для закрепления и обязательно показать разницу между первым вариантом и последним, который, само собой, лучше. Вытянуть с неё вывод, что это совсем не сложно, нужно только спокойно разобраться. Сейчас она уже сама анализирует свои прошлые работы и показывает их со словами: «Это ж надо было такой фигни наворотить!».
4. Далее, когда она придёт делиться своими «достижениями» — рисунками поняшек, однотипными и непохожими на реальных пони, или строениями в майнкрафте (иногда разрешаю всё же), это нужно посмотреть и оценить, похвалить (!) и указать, что и как можно улучшить. Тут важно: не указать на ошибки, а помочь довести до «совершенства». В психологии это называется «эмоциональное поглаживание».
Касаемо проблем в отношениях со сверстниками, даю ей только один совет: не получается мирно, лучше никак.
Со временем она сама стала определять, с кем стоит пойти на диалог и до какого предела, а с кем лучше пока не общаться.
Исключение — конфликты с братом, тут пока я могу только разогнать их по комнатам, иначе она так и не перестанет его провоцировать. А две разнотипных истерики доведут до истерики меня, проверено.
В сотый раз повторюсь, что без постоянного доверия ребёнка к родителю ничего подобного не выйдет. Чтобы он шёл на контакт и делился с вами своими переживаниями, он должен быть уверен, что вы не оттолкнёте его, а поможете разрулить ситуацию. Хотя бы попытаетесь. А это уже не разовая работа, а образ жизни.
Если вам тоже важен контакт с ребёнком, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Ещё о помощи ребёнку:
«А больше ничего тебе не надо?» Нужно ли российским детям личное пространство?
Другие статьи автора:
Как помочь мальчику-подростку, не подрывая его самостоятельность?
Кого мы вырастим, если будем оберегать детей от физического труда