Как стало известно накануне, Молдавия начала получать первые партии российского природного газа по новому контракту, причем как отмечается участниками переговоров об урегулировании задолженности республики теперь цена на голубое топливо будет пересматриваться и корректироваться ежемесячно. Именно последний пункт был представлен молдавской стороной чуть ли не как выдающийся успех на прошедших переговорах с «»Газпромом». При этом важно понимать, что итоговая цена на газ для Молдавии составила порядка 450 долларов за тысячу кубометров – что конечно же гораздо ниже, чем на спотовом рынке в странах Евросоюза, где цена в итоге доходила до двух тысяч долларов за тысячу кубометров.
Тем не менее, если посмотреть на цену на газ для Молдавии по прошлогодним контрактам, то она в 2020 году составляла порядка 150% за тысячу кубометров. Таким образом, суммарный прирост все равно составляет порядка 300% и является рекордным для молдавской экономики. Проблема тут еще и в том, что как показали и сами переговоры и общий настрой восточноевропейских политиков – они в своих взаимоотношениях с Россией в целом и с «Газпромом» в частности надеялись и всерьез рассчитывали на политическое и финансовое содействие флагманских стран Европейского союза.
И тут надо сказать пару слов о «Газпроме», который почему-то сразу и огульно записывают в «инструмент влияния Кремля». Конечно, контрольный пакет компании находится в руках российского государства – однако значительную часть акционерного капитала «Газпрома» контролируется германскими партнерами концерна. И в этой связи возникает парадоксальная ситуация, при которой молдаване призывают европейские власти им помогать, но при этом ведут переговоры с компанией, в которую не последнюю роль и влияние имеет как раз таки крупный европейский (точнее германский) бизнес.
В общем случае, переход на спотовое ценообразование и корректировка цен на топливо каждый месяц будет приводить как к определенным краткосрочным потерям для «Газпрома» - но и к большим выгодам в долгосрочной перспективе, поскольку уже очевидно, что «зеленая» повестка декарбонизации в Европе приводит пока только к выбытию старых угольных мощностей, а также сокращению (парадоксальному) атомной генерации. Цены на природный газ, особенно в контексте роста потребления и восстановления спроса на волне выхода из карантина будет приводить к повышению зависимости от поставок.
А это уже в свою очередь создает и новую геополитическую ситуацию в регионе. Восточноевропейским лимитрофам все чаще приходится метаться в поисках хоть какой-то экономической или политической поддержки, так как никакого резона у Брюсселя их содержать нет – они нужны в лучшем случае как санитарный барьер против России и как полигон для выкачивания остающихся природных и человеческих ресурсов. России тут не нужно как-то даже специально их подталкивать – недееспособные правительства и продажные элиты этих стран сами приведут свои государства к коллапсу и политико-экономическому краху.