– А теперь расскажите о главном – вашей секретной проводке, которая позволяет ловить на снасточку в самых крепких местах, не цепляясь при этом за коряги.
– Секрет в том, что я редко пользуюсь для ловли в коряжнике «плетенкой» и всегда держу монолеску слегка ослабленной во время проводки. В этом случае во время рывка вершинкой удилища сравнительно толстая (диаметром обычно 0, 4 мм) монофильная леска за счет своей парусности в воде выгибается в дугу и начинает тянуть снасточку не столько вперед, по направлению к лодке, сколько вверх.
При такой проводке увеличивается вертикальная составляющая движения приманки в начальной фазе – она перестает волочиться по дну при потяжке, и как бы перепрыгивает большинство веток и корней в коряжнике, на которых обязательно повисла бы джиг-головка другого спиннингиста. Многие ведь привыкли ловить незатейливо, по схеме: «три оборота – пауза».
Чаще всего при ловле на своих точках в Палашкино я использую грузила-головки весом 16 г. Иногда, в сильный ветер и на больших глубинах могу поставить 18 и даже 20 г, а заодно и леску потоньше. Зацепы, конечно, случаются, я не волшебник, но, как я уже говорил, снасточку обычно удается спасти. И дело не только в привычке не подсекать наотмашь после зацепа и доскональном знании места ловли. Я заметил, что при такой проводке с подбросами, приманка цепляется на корягах не так основательно. Если это все же случилось, открыв дужку лесоукладывателя, захожу на корягу с противоположной стороны, и, как правило, спасаю снасточку. Иногда требуется серия легких подергиваний. Шарнирно закрепленное грузило под собственным весом постепенно расшатывает отверстие от крючка в дереве, и, в конце концов, коряга отдает мою снасточку. Конечно, бывают и потери, но они носят единичный характер.
Конкретный расход снасточек определить трудно. Бывает, что я в течение месяца ловлю по корягам с одной снасточкой а бывают дни, когда за рыбалку теряешь до 4 штук. В последнее время ситуация еще усугубилась в связи с тем, что на дне появилось очень много затопленных китайских сетей. Вот из них выдрать свою приманку бывает ох как непросто! Пользуясь моментом, хочу обратить на эту проблему внимание соответствующих органов. С сетями на Рузском водохранилище настоящий беспредел.
– Но если леска практически всегда ослаблена, да к тому же это эластичный монофил, а не чувствительная «плетенка», как же вы тогда замечаете осторожные судачьи поклевки и успеваете вовремя подсекать?
– Да просто я никогда не смотрю на вершинку удилища и уж тем более, не жду, как говорится, «удара в руку». Для меня индикатор поклевки – это леска, за ней и слежу. Если она внезапно натянулась, провисла или вдруг начинает двигаться не с той скоростью, с которой должна – это сигнал к немедленной подсечке. Мне кажется, что мой способ более информативен, чем определение поклевки по вершинке, так я могу фиксировать даже самые осторожные прикосновения хищника к приманке. А ведь очень часто, в период капризного клева, судак едва касается рыбки. Другое дело, что умение определять поклевку по леске приходит не сразу, для этого, как говорится, надобна привычка. Но если поставить себе такую цель, обязательно научишься. Просто начните следить не за вершинкой, а только за леской – и дело пойдет. И еще, монофильная леска для такой проводки должна быть достаточно толстая, чтобы парусила в воде. Я использую монофил ∅0, 4 мм, и судака совершенно не настораживает ее толщина.
– Ну, а как быть, если клюнет щука? Прощай, снасточка?
– Почти всегда, когда есть вероятность щучьей поклевки, я использую поводок, но не стальной, а сделанный из двух-трех сложенных воедино отрезков той же монофильной лески. Мой опыт показывает, что этого достаточно, чтобы успешно противостоять щучьим зубам. Даже если зубастой и удается перерезать одну из жил в процессе борьбы, я сохраню трофей. Но после такой схватки поводок, разумеется, надо менять. А вот подозрений у судака такой многожильный монофильный поводок не вызывает.
– Есть ли какие-то различия в проводке при ловле судака и щуки?
– Активный судак хорошо отзывается на подбросы приманки на высоту от 20 до 50 см, а вот когда рыбу нужно уговаривать на поклевку, я делаю микрорывки вершинкой удилища, отрывая снасточку всего на 2-3 см от дна. Пескарик при этом едва чиркает хвостиком о грунт, поднимая крошечное облачко мути. Я, кстати, люблю контролировать свои действия в прозрачной воде на мелководье – стараюсь добиться, чтобы движения мертвой рыбки как можно больше походили на правду.
Щука же, в отличие от судака предпочитает более протяжную проводку, где горизонтальная составляющая движения мертвой рыбки больше, чем вертикальная. И стоит зубастая, кстати, не в самом коряжнике, а чуть в стороне, так что бояться за оснастку при такой длинной проводке не стоит.
– И последний вопрос, который наверняка хотели бы вам задать многие начинающие спиннингисты: где искать хищника, и в частности судака, на водохранилище?
– Ну, чтобы подробно ответить на этот вопрос и целой статьи, пожалуй, не хватит, так что попробую обозначить ключевые моменты. Во-первых, многое зависит от сезона ловли. В первой половине лета судак в таких водоемах гуляет, активно перемещается, попадается на тех мелководных участках водоема, где осенью его уже не встретишь.
В середине лета на подмосковных водохранилищах наступает термоклин, который надо учитывать. Хищник перестает брать ниже определенной глубины. Здесь уже с уловами кружочники, которые пускают своих живцов вполводы. Судака в это время можно ловить на глубинах до 5-6 м, а ночью он и вовсе выходит жировать к берегу и на мелководные косы. В это время клыкастый пассивен, и ему нужно подсунуть приманку под нос, а то и щелкнуть по носу в буквальном смысле этого слова. А вообще, примерно с 10 июля клев судака на Рузском водохранилище, по моим многолетним наблюдениям, идет на убыль и возобновляется лишь с осенним похолоданием. А вот щука и окунь продолжают ловиться на снасточку по заливам, вдоль русла и на подводных возвышенностях в течение всего лета. Осенью судака нужно искать по бровкам, и чем холоднее вода, тем глубже, вплоть до 10-1–метровых глубин около русла.
Снасточка на судака
Вообще первая задача при облове водохранилища – привязаться к бровкам. А если там удастся еще нащупать коряжник, то это уже удача – рыба здесь точно будет. Тем рыболовам, кто пользуется эхолотом, выйти на бровку не составит труда. Но и без него, по визуальным признакам можно напасть на след хищника. Собственно, я так и ловил долгие годы, пока рыбопоисковые локаторы не стали доступны простым рыболовам. Граница низкого и высокого берега – однозначно добрый знак, хищник здесь всегда будет. Вообще, по крутым берегам всегда можно определить, как примерно проходит русло, и затем искать рыбу вдоль бровок.
Наличие камней и песка на берегу – также хороший признак, а вот илистый берег, поросший кустарником, как правило, малоинтересен для любителя половить на снасточку.
И еще один верный ориентир для спиннингистов – стая бели, которая обычно хорошо видна на эхолоте. Если она встретилась вам вблизи русла – можете не сомневаться, ее здесь «пасет» хищник, и скорее всего – судак. Эти хищники, кстати, хорошо различимы на экранах современных эхолотов и отображаются в виде отдельных символов крупных рыб, стоящих обычно у дна, под стаей бели. И все-таки это не значит, что нужно встать в этом месте на якорь и ловить целый день напролет, пытаясь взять клыкастого измором. Поклевку вы, может, и увидите, но все равно наловите больше, если будете активно перемещаться от одной перспективной точки к другой, экспериментируя с характером проводки, направлением заброса, положением лодки относительно солнца, размером мертвой рыбки и т. д. Как говорится, в движении – жизнь!
Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!
Автор: А. РАССТЕГАЕВ