Найти тему

Правда ли Россия сидит на нефтегазовой игле?

Не нужно быть экономистом, достаточно просто жить в России, чтобы заметить, как цены на нефть влияют на наш уровень доходов. Каждые несколько лет наше государство сталкивается с кризисами, вызванными падением котировок на углеводороды.

Например, последний такой случай был в злосчастном 2020 году, когда в годовом бюджете была заложена цена 42,45$ за баррель, а в марте и апреле цены на нефть упали до 23$. В результате этих событий бюджет страны недополучил 55 миллиардов рублей только(!) за апрель.

Транспортировка нефти
Транспортировка нефти

Помимо того, что падение котировок негативно влияет на все сферы государственного обеспечения (медицина, армия, образование и т.д.), оно также приводит к падению курса рубля и подорожанию всех товаров, цена которых привязана к доллару.

Добыча нефти в Арктике
Добыча нефти в Арктике

Мы на игле?

Согласно исследованию экономистов Сергея Гуриева и Константина Сонина, "нефтянная игла" опасна не только перенасыщением бюджета. Деньги - это хорошо, если они разумно инвестируются в экономику страны.

Их главный вывод заключается в том, что высокие цены на нефть опасны для государства в первую очередь тем, что это может приводить к снижению качества управления политическими институтами.

Динамика доходов федерального бюджета. В 2020 году доходы от поставки нефти и газа снизились еще больше, составив 28%. Источник: https://fingazeta.ru/
Динамика доходов федерального бюджета. В 2020 году доходы от поставки нефти и газа снизились еще больше, составив 28%. Источник: https://fingazeta.ru/

Грубо говоря, до того момента, пока нефть не подешевеет, нефтяное государство может не искать способы решения внутренних проблем, откладывая их в долгий ящик. Это и подразумевается под "нефтянной иглой".

Сидит ли на ней Россия - вопрос дискуссионный и очень политизированный. Однако, в последние годы высшее руководство страны приняло ряд мер, чтобы снизить зависимость российской экономики от нефти: в 2020 году доходы от поставки нефти и газа снизились в сравнении с 2019 годом, составив 28%.

Для сравнения, в США доля нефтегазового сектора составляет 8%, в Саудовской Аравии — 50%, в Казахстане — 13,3%, а в ОАЭ — 30%. Даже либеральные экономисты, взгляды которых ближе к оппозиционным, утверждают, что падение цен на нефть не является основной проблемой российской экономики. По их словам, главная проблема — это отсутствие реформ и низкий уровень привлекательности для инвесторов.

А что вы думаете по этому поводу?