Начавшийся ещё в XVIII веке подъём в русской скульптуре, продолжился и в первой четверти XIX века. Война 1812 года "задала направление" для творчества художников, главной темой которых стала "победа русского народа над врагом". В это время архитекторы и скульпторы очень плотно сотрудничали, совместно создавая великолепные скульптурные убранства Горного института, Адмиралтейства и др.
И. П. Мартос - художник, который и в XIX веке продолжает создавать шедевральные произведения. В 1804 году он начал работу над памятником русским национальным героям Минину и Пожарскому. Торжественное открытие монумента состоялось в 1818 году в Москве на Красной площади. Герои памятника стоят на строгом прямоугольном пьедестале. Минин указывает на Москву и призывает к спасению Отечества, вручая Пожарскому меч. Пожарский, опираясь на щит, поднимается со своего ложа, где он находился после ранений. В своей работе Мартос смог передать удивительную стойкость обоих героев и и их непоколебимую веру в победу.
Мартос принял участие и в скульптурном декорировании Казанского собора: создал барельеф "Иссечение Моисеем воды в пустыне", который насчитывает до полусотни фигур. Так же скульптор выполнил одну из двух статуй архангелов, помещенных в колоннах (не сохранилась).
Памятник Ришелье в Одессе (1823-1829), памятник Ломоносову (1826-1829) в Архангельске - поздние работа Мартоса.
Благодаря таланту Мартоса его современники называли архитектора "Фидием XIX века".
В. И. Демут-Малиновский (1779-1846) и С. С. Пименов (1784-1833) - скульпторы нового поколения. Совместно вначале своей карьеры скульпторы работали над декорированием Казанского собора. Параллельно они работали над созданием скульптурных групп перестраиваемого архитектором Воронихиным здания Горного института. Демут-Малиновский выполнил пару барельнфных фризов и группу "Похищение Прозерпины Плутоном", а Пименов - группу "Геркулес и Антей"
Так же пара скульпторов работала над декорированием здания Адмиралтейства (эти произведения не сохранились).
"Русский Сцевола" - работа Демут-Малиновского 1813 года. Статуя изображает русского крестьянина, схваченного солдатами Наполеона и заклеймленного (на запястье его левой руки виден след от клейма с латинской буквой "N"). Крестьянин отрубает себе руку с клеймом, выражая презрение к врагу. Этого безымянного героя скульптор сравнивает с легендарным римлянином Муцием Сцеволой, который пожертвовал рукой в доказательство преданности Риму.
Над чугунной лестницей в здании Академии художеств и поныне находятся горельефные композиции Демут-Малиновского и Пименова . На горельфах в аллегорической форме изображены "Архитектура" и "Живопись".
С 1817 года Демут-Малиновский и Пименов сотрудничают с архитектором К. И. Росси. Они оформляют Михайловский дворец и ансамбль Александринского театра.
Вершина творчества этой пары скульпторов: оформление арки Главного штаба (1827-1829). От статуй воинов, стоящих между колоннами до рельефов в прорезах арки: в каждой части работы заметна тема триумфа. Венчающая арку монументальная композиция "Победа" являет собой одно из лучших творений мирового монументально-декоративного искусства.
И. И. Теребенёв (1780-1815) - мастер монументально-декоративной скульптуры. Наиболее значительные его произведения были созданы для здания Адмиралтейства. Особенно среди декоративных работ над Адмиралтейством выделяется горельеф "Заведение флота в России", помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства.
Б.И. Орловский (1793-1837) - ученик Мартоса, мастер, внёсший значительный⁰х вклад в развитие русской скульптуры XIX века. Скульптуры "Парис", "Фавн с цевницей" и "Сатир и вакханка" Орловский создал, находясь на обучении у Б. Торвальдсена в Италии. Сатиру и вакханке скульптор пытался придать более мягкий и лирический образ, следуя новым тенденциям отхода от героического классицизма к более тонкой передаче чувств.
По проекту Орловского была создана колоссальная фигура ангела, венчающая Александрийскую колонну, воздвигнутую в 1834 году по проекту Монферрана на Дворцовой площади.
Наиболее значительными работами Орловксого являются: памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову, М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге (1837). Эти памятники открывают новый период в русской монументальной скульптуре. Теперь внимание уделяется как внешнему сходству портретируемого, так и его внутреннему миру.
С. И. Гальберг (1787-1839) - мастер портретной скульптуры, ученик Мартоса; работал в Германии и Италии под руководством Б. Торвальдсена. Гальберг создал из бронзы и гипса: бюст архитектора В. А. Глинки, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, И. П. Мартоса. В последние годы жизни им были созданы эскизы и модели к крупным монументам: памятнику Г. Р. Державину в Казани и памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске.
Ф. П. Толстой (1783-1873) - крупнейший мастер-медальер. В 1810 году он был назначен медальером в монетный департамент. Он создавал медали в стиле классицизма. Наиболее заметна его серия работ, посвященная Отечественной войне 1812 года. "Народное ополчение 1812 года" (гипс, 1816) - работа, в которой скульптор аллегорически показывает Россию её "три сословия" , готовых объединиться на благо Отечества: в образе женщины, протягивающей мечт трём воинам стоящим перед ней.
Толстой работал не только над медальенами, но и над бюстами. К числу лучших его работ такого типа относится бюст Морфея в терракоте (1822) и в мраморе (1852). Толстой выполнил и несколько моделей для скульптур Петергофа. Одна из них, нимфа, была отлита из бронзы для петергофского фонтана.
П. П. Соколов (1764-1835) - известный скульптор, создавший чугунные грифоны для Банковского мостика через Екатерининский канал, фигуры львов для Львиного и сфинксов для Египетского мостов). Он так же создал бронзовую статую "Девушка с разбитым кувшином"(1816) в Екатерининском парке Царского села, которую воспел Пушкин.
М. Г. Крылов (1786-1846) - скульптор, ученик Мартоса. Гипсовая статуя "Боец" 1837 года - одна из замечательных его работ.
Н. С. Пименов (1812-1864) - сын известного скульптора С. Пименова. Работа, принесшая известность Н. Пименову - "Парень, играющий в бабки".
А "Парень, играющий в свайку" - работа другого скульптора А. В. Логановского (1812-1855).
Работы обоих мастеров показываю красоту простого русского человека. За данные скульптуры Пименов и Логановский были удостоины Больших золотых медалей. В дальнейшем Пименов продолжил работать над портретными статуэтками, задавая направление бытовому жанру. А Логановский работал над монументально-декоративными рельефами и статуями для Исаакиевского собора в Петербурге, нового Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве.
А. И. Теребенёв (1814-1859) - скульптор, так же работавший в содружестве с архитекторами. Из его творчества наиболее значимы фигуры атлантов (1844-1849), украшающие портик здания Нового Эрмитажа. Стиль классической русской монументальной скульптуры считывается в огромных гранитных фигурах атлантов. Так же к работам Теребенёва принадлежит небольшая статуэтка А. С. Пушкина из чугуна 1837 года.
И. П. Витали (1794-1855) - русский скульптор, создавший ряд надгробных памятников П. А. Бекетову, И. И. Барышникову. В начале 1830х Витали создаёт композиции на аттиках зданий Технического училища и Сиротского института в Москве. А так же он разрабатывает скульптурное убранство сооружений у Тверской заставы по проекту О. И. Бове Триумфальных ворот в память событий Отечественной войны 1812 года.
Н. А. Рамазанов (1818-1867) - ученик Орловского, начавший развивать жанровые начала в скульптуре. Он работал над монументальными скульптурами для Храма Христа спасителя и Кремлевского дворца, а так же создал посмертный бюст Н. В. Гоголя (1854).
А. А. Иванову (1815-1848) принадлежат такие скульптуры как "Парень, играющий в городки" и "Отрок Ломоносов на берегу моря".
П. К. Клодт (1805-1867) - скульптор-анималист. В 1833 году он исполнил колоссальные модели коней для скульптурной группы Нарвских триумфальных ворот. Как и другие модели, кони были выбиты из листовой меди. Самое знаменитое произведение скульптора - четыре скульптурные группы "Укротители коней" 1833 года для Аничкова моста в Петербурге. Еще одна важная работа мастера: отлитый из бронзы в 1855 году памятник И. А. Крылову в Летнему саду Петербурга. Клод так же работал и с малой скульптурой и статуэтками, изображая лошадей. людей, исторические сюжеты ("Першерон", "Славянин верхом", "Царь Михаил Фёдорович" и пр.).