Как воспитывать детей? — родители часто мучаются этим вопросом. Школы современной педагогики расходятся в своих рекомендациях, а родители приходят в ещё больше замешательство.
В поисках рецепта идеального воспитания мы решили узнать, как справлялись с этой задачей сильные мира сего. Уж они точно могли дать своим детям всё самое лучшее.
Отдельным историческим документом, сохранившимся по сегодняшний день, является «Наставление о воспитании Великих Князей Александра и Константина». Его составила Императрица Екатерина II. Она осталась недовольна тем, как няньки и мамки воспитали её сына Павла, и решила взять воспитание внуков под личный контроль.
Воспитание наследников престола императрица доверила генералу Николаю Ивановичу Салтыкову и издала целый документ, в котором подробно расписала, как следует воспитывать её внуков.
1. Основы воспитания
- Несмотря на разницу в возрасте, которая составляла 1,5 года, императрица решила обучать братьев вместе. Она считала, что старший будет подавать младшему брату хороший пример.
- Екатерина II выделила 3 возрастных отрезка детей, которые подразумевали разные подходы и требования: младенчество от 0 до 7; отрочество от 7 до 14; юность старше 15 лет.
- Требования к воспитателю юных князей были следующими: добрый нрав, здравый рассудок, честность, умение приятно и ласково обходиться с детьми.
- По этим двум дорогам будущих императорских особ должны были вести знание, здоровое тело и рассудок, а так же добродетели, учтивость и доброе поведение.
2. Условия жизни
В отличии от собственного сына, которого воспитывала Елизавета Петровна и, по мнению Екатерины II, бесповоротно его испортила, внуков императрица содержала в простых, даже жёстких условиях.
Александр и Константин были лишены тепличных условий, которые в то время полагались детям при дворе: высокая температура в комнате, меха и тёплые пелёнки.
По наставлению бабушки царевичи содержались в следующих условиях:
- Температура в комнате, где спит и проводит время ребёнок, 14 - 15 градусов.
- Сон на тугом кожаном матраце с тонкой подстилкой и лёгким одеялом;
- Во время сна обслуге дозволялось говорить в полный голос, а на бастионах Адмиралтейства продолжали палить пушки.
3. Игра — прилежнейшее упражнение для детей
К играм у Великой Императрицы было очень демократичное отношение. Особенно для тех времён. Вот несколько её убеждений по этому вопросу:
- Категорически запрещалось прерывать детскую игру. Царевичи могли заниматься играми столько, сколько им заблагорассудится.
- Ограничивать, вмешиваться в игру тоже не следовало. Наоборот, воспитателям необходимо наблюдать за игровым процессом, чтобы выявить нравы и склонности детей.
- Запрещалось устраивать выговоры детям из-за плохого поведения во время игры. Императрица считала, что со временем их рассудок сам всё расставит на свои места.
4. Уверенность и самооценка
А вот правила, которые направлены не только на хорошую учёбу, но и на формирование уверенности в себе.
- Всем, кто имел отношение к воспитанию императорских внуков, требовалось внимательно слушать, когда ребёнок решит поразмышлять и поделиться своими умозаключениями вслух. Беседу было необходимо слушать дружелюбно, поддерживать и задавать уточняющие вопросы.
- Делать ребёнку замечание следовало только наедине!
- Если дети удостоились похвалы, хвалить их необходимо при свидетелях.
5. Характер
Для формирования благих черт характера и искоренения недостойных были выведены следующие правила:
- Всеми силами искоренять ложь. Лгать запрещалось детям, окружающим их воспитателям даже в шутку.
- В присутствии детей запрещалось употреблять бранные слова, рассказывать непристойные истории, приводить порочные примеры и даже злиться.
- Воспитателям запрещалось поддаваться детским манипуляциям в виде плача и слёз.
6. Образование
- За хорошую учёбу надо хвалить.
- Детей нужно не столько учить, сколько развивать в них желание учиться.
- Нельзя принуждать детей к учёбе и ругать за то, что он не хочет учиться.
- Чтобы пробудить у ребёнка желание учиться, нужно поощрять в детях любопытство. А именно, внимательно слушать их вопросы и подробно на них отвечать.
- Учить детей иностранным языкам требуется, только разговаривая с ними на этих языках.
- Запрещается заставлять детей что-либо заучивать. Это нисколько не развивает памяти.
- Нельзя учить детей страхом. Научить испуганного ребёнка так же сложно, как писать на дрожащем листке бумаги;
Дорогой читатель, это лишь немногие правила, которые разработала Императрица Екатерина II для воспитания своих внуков, чтобы подготовить их к трону.
Напишите в комментариях, какие из перечисленных убеждений показались вам старомодными. Может быть, есть какие-то законы, которые вы возьмёте на вооружение для воспитания своих детей?
Возможно, некоторые из них можно было бы внедрить в сегодняшнюю систему образования?
Если вас интересуют методы развития ребёнка, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Александр Ахмедов
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Ещё о воспитании:
Дворянское происхождение семейного образования в России
Стыдно за ребёнка? Эти три правила всё изменят
Другая статья автора: