Вторая половина XVIII века – не самая лучшая пора в истории Пскова, да и всей Псковской округи. Город, так и не оправившийся после опустошительного пожара 1710 года, как будто потерял интерес к жизни, целиком замкнувшись на своих сугубо социально-бытовых, провинциальных проблемах.
В 1767 году императрица Екатерина II созвала Уложенную комиссию, в задачу которой входила выработка свода законов для Российской империи. Как было заявлено в манифесте, предшествовавшем созданию Комиссии, представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».
В числе откликнувшихся на предложение Екатерины был и новгородский губернатор (Псков в то время был частью Новгородской губернии) Яков Ефимович Сиверс. Этот документ сохранился до наших дней.
Вот каким виделся Псков
этому образованному, умному, энергичному и деятельному человеку:
«Город Псков по своему красивому и очень удобному для торговли положению мог бы быть в другом состоянии и не возбуждать такой жалости. У меня нет слов для выражения моих чувств о разорении этого города: скажу одно, что он так же несчастлив, как и Великий Новгород и страдает той же чахоткою.
Каменный дом провинциальной канцелярии в Пскове развалился и уже третьего года я приказал канцелярию из него вывести в обывательский. Воеводского двора совсем нет, воевода живет в таком же ветхом обывательском доме, что мне стыдно и не без страха в него войти.
Как в одном, так и другом почти равные причины разорения, и не одни политические, но и нравственные: нравы так испорчены, что умножение человеческого рода почти пресеклось. Во всех городах моей губернии со второй по третью ревизию число жителей умножилось до седьмой, а в некоторых, где порядок и нравы добрые, до пятой и до четвертой части против прежнего; только в Новгороде и Пскове целая треть убыла.
В Пскове через 150 лет почти ни одного посадского жителя не останется».
Констатируя факт катастрофического запустения Пскова,
губернатор предлагает и меры,
которые, по его мнению, могут устранить это «зло».
- «1) увеличение числа купцов переводом их из пригородов;
- 2)включение в купечество или в цехи всех государственных и экономических крестьян, которые живут в городе и подгородных слободах;
- 3) вывод одного полка в другой город, ибо почти невероятно, что в одном месте, где 450 душ купечества, квартируют два пехотных полка;
- 4) учреждение банка для уничтожения разорительных займов у нарвских контор».
Не обошел вниманием Сиверс и
положение крестьянства,
которое «еще больше заслуживает жалости по незнанию грамоте, ибо это незнание подвергает его множеству обид». Впрочем, и дворянство не могло похвастаться своим положением. «Я был в одной деревне, - писал Яков Ефимович, - где в 15 избах крестьянских нашлись 17 помещиков, и весь народ, который я нашел на жнитве хлеба, был благородный».
Жаловались в Петербург и сами псковские купцы
В 1767 году, в наказе депутату Уложенной комиссии, они писали:
«Понеже город Псков, обширностию своею состоящей более девяти верст, прежде сего многолюдством и жительством так был наполнен, что за дворовым и протчим строением никаких праздных мест не стояло…
А по данным в 1762 году… во оном городе Пскове купечества значится уже толико четыреста восемьдесят четыре души, но из тех поныне разными случаями выбыло восемьдесят пять».
Чтобы выправить положение, псковские купцы предлагали
облегчить городские платежи и службы, просили для себя монопольного права торговать льном, снетками, кожевенными товарами и прочими продуктами Псковской земли, а также предоставления от правительства беспроцентной ссуды в сто тысяч рублей…
Надо ли говорить, что
мер государственной поддержки псковичи так и не дождались
и продолжали вариться в собственном экономическом котле. В географическом словаре Федора Афанасьевича Полунина, изданном в 1788 году, о Пскове говорится, что город заводами и «рукоделием» не знаменит».
И только открытие железной дороги между Петербургом и Варшавой, прошедшей через Псков, послужило довольно мощным толчком для экономического развития региона. Произошло это событие едва ли не через сто лет, в 1859 году, и это уже сюжет для другого рассказа…
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.