В мае 1987 года на территории СССР произошел довольно забавный, но в то же время, весьма напряженный случай. Немецкий летчик Матиас Руст на легкомоторном самолете модели «Сессна-172 Скайхок» вылетел с территории Финляндии и беспрепятственно долетел до города Москвы, где совершил удачную посадку на Большой Москворецкий мост.
Однако перед этим полетом до Москвы, Матиас Руст совершил еще несколько перелетов по городам Европы. Изначально, 13 мая 1987 года, он вылетел из немецкого города Итерзен в Исландию, оттуда он направился в Норвегию, после чего его остановкой стала Финляндия, а уже оттуда он и направил штурвал своего самолета на Москву.
Матиас Руст, после своего вылета с территории Финляндии, через определенное время просто отключил все средства связи и стал незаметным для радаров. Ориентировался летчик по своему магнитному компасу и заранее намеченным объектам - Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.
В 14:00 он исчез с радаров диспетчеров и уже после этого направил самолет на Москву. Сразу после того, как его самолет пропал с радаров, была организована поисково-спасательная группа, которая просматривала местность вдоль побережья финского залива. Им удалось выявить какое-то масляное пятно и предположить, что самолет Руста потерпел крушение.
Самолет немца шел на небольшой высоте и держал невысокую скорость. Уже в 14:10 его засекли советские ПВО, которые держали его на прицеле, но команды атаковать самолет не было. В небо стали подниматься советские Миг-21 и Миг-23, которые сопровождали самолет Матиаса, но из-за больших различий в скорости, долгого сопровождения советские истребители вести не могли - они просто пролетали мимо и возвращались на аэродром.
Однако приказа сбивать от советского руководства не поступало, все это было обусловлено несколькими причинами, одной из которых была история с южнокорейским лайнером, который советски Су-15 в 1983 году сбил над проливом Лаперуза, недалеко от Сахалина. Причиной этому стало сильное отклонение лайнера от заданного курса.
Второй же причиной отсутствие перехвата немецкого самолета в 1987 году стало членство СССР в Чикагской конвенции, по которой "при нарушении воздушного пространства лёгкомоторными спортивными самолётами их можно было только принуждать к посадке."
Безусловно, уничтожение самолета Матиаса Руста повлекло бы необратимые последствия на мировой политической арене, где СССР бы приписали роль агрессора. Поэтому и не было команды сбивать легкомоторный самолет немца.
В 18:30 Руст Матиас подлетел к Москве и предполагал совершить посадку на Красной площади, но это оказалось абсолютно невозможным. Тогда немецкий летчик пошел на поистине неимоверный поступок: сделав несколько кругов над центром Москвы, он определил периодичность работы светофора на Большом Москворецком мосту и снизил свой самолет. Пролетая над улицей Большая Ордынка, Матиас Руст посадил свой самолет на мост и докатился на нем до Собора Василия Блаженного.
Летчик, улыбаясь от радости, вышел из кабины своего самолета и принялся торжественно раздавать автографы всем желающим. Спустя час его арестовали. В советских газетах полет Матиаса Руста окрестили как "провал советских ПВО".
Следственный отдел КГБ СССР вынес следующую произошедшего: "История с Матиасом Рустом была результатом его неуравновешенного характера, поэтому предложил передать нарушителя границы властям ФРГ, чтобы они освидетельствовали его психически и затем поступили по результатам этого освидетельствования."
Причины полета Матиаса Руста
На суде от 2 сентября 1987 года Матиас Руст заявлял, что его полет был "призывом к миру", однако есть всего нескольких версий поступка немецкого летчика:
- Желание выиграть пари
- Произвести впечатление на девушку.
- Акция иностранных спецслужб
В общей сложности, Матиаса Руста спустя определенное время выпустили из советского места заключения и вернули ФРГ
Пишите в комментарии и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы !