Закон спроса и предложения и равновесная цена простыми словами.

557 прочитали

Спрос и предложение - понятия, встречающиеся довольно часто, но не все люди понимают, почему "нахальные барыги" завышают цены на товар, когда к ним приходит много покупателей. Об этом я и расскажу.

Давайте разберемся сначала с тем, от чего зависят цены, точнее - наценка продавца (опустим сегодня зависимость от себестоимости) . В глобальном смысле в истоке лежит зависимость спроса и предложения и конкуренция.

Как такового, четкого определения закона нет, это совокупность различных эффектов и явлений, но кратко его можно представить так:

Цена зависит от соотношения спроса и предложения. При повышении спроса цена увеличивается, при уменьшении спроса - понижается. И наоборот - при повышении предложения цена понижается, а при снижении предложения - повышается.

Спрос - это сколько единиц (или объема) товара готовы купить все потребители.
Предложение - это сколько товара готовы продать производители.
Когда спрос и предложение становятся относительно известными, рождается цена, но не сразу, а сначала может колебаться...

Представьте, что вы на рынке, перед вами несколько продавцов и между рядами ходит обычное количество покупателей. Вот, как на картинке:

Баланс спроса и предложения
Баланс спроса и предложения

В такой ситуации цена на товар будет примерно одинаковой у всех продавцов, например, 100 рублей за килограмм помидоров. Это ситуация равновесия цены.

Теперь представьте, что приехало еще десяток продавцов, а количество покупателей осталось таким же, то есть предложение увеличилось, а спрос остался тем же:

Превышение предложения над спросом
Превышение предложения над спросом

Что станет с ценой? Каждый продавец будет стараться снизить цену, чтобы эти несколько покупателей купили товар именно у него, а не у других продавцов, чтобы получить хотя бы какие-то деньги, а не выбросить потом испортившийся товар. Другой продавец предложит еще меньше и так далее, до тех пор, пока цена снова не придёт в равновесие.

Если количество товара у продавцов больше, чем это нужно покупателям, то такая ситуация называется "превышение предложения над спросом". В данном случае работает тактика снижения цены, потому что по более маленькой цене люди готовы купить больше товара. Это как распродажа.

Теперь ситуация обратная: на рынок пришло столько покупателей, что у продавцов нет столько товара, это - превышение спроса над предложением. Так как все покупатели хотят купить этот товар, то они борются за то, чтобы этот товар продали именно ему, предлагая цену выше:

Превышение спроса над предложением
Превышение спроса над предложением

В результате останется столько покупателей, сколько товара у продавцов, а цена снова уравновесится, но выше той, которая была раньше. Это истории про то, когда люди скупали телевизоры перед кризисом, телевизоров стало не хватать и цена на них взлетела.

Естественно, и в том и другом случае найдутся продавцы, которые больше не могут снижать цену, и покупатели, которые не готовы платить такие большие деньги за этот товар. И те и другие уйдут с рынка.

В зависимости от спроса и предложения цена может изменяться туда-сюда. Самые яркие примеры - это цена на нефть, газ, валюту, мангалы перед 9 мая, елки перед Новым годом, гречку перед кризисом и алкоголь перед локдаунами.

Перед экономикой в глобальном плане стоит задача максимально эффективно распределить ограниченное количество ресурсов между нуждающимися в них. И в идеальной экономике (это которая в учебнике), такое распределение регулируется законом спроса и предложения, а также ценой. В реальности сюда добавляются: государство, сговоры производителей, спекуляции и так далее. И как раз, чтобы максимально эффективно распределить ограниченное количество ресурсов, нужно предложить такую максимальную цену, по которой весь ресурс (товар) будет распродан.

Напишите в комментариях, что для вас осталось не понятным, а также то, о чем вы хотите узнать ещё.

Если вам понравилось, отблагодарите, пожалуйста, меня лайком и комментарием к статье, задавайте вопросы по теме, так вы поможете мне пробить алгоритмы Дзена и статью увидят больше читателей. Также подпишитесь на мой канал в Телеграме, там тоже много полезного.

Ваш Финансовый консультант

Спрос и предложение - понятия, встречающиеся довольно часто, но не все люди понимают, почему "нахальные барыги" завышают цены на товар, когда к ним приходит много покупателей. Об этом я и расскажу.-4

#спрос #предложение #экономика #цены #инфляция #государство #финансы #рост цен