Во время выполнения различных бизнес процессов, возникают обстоятельства, при которых между компаниями появляются долговые обязательства и возникает вопрос «Как в 1С Бухгалтерия 8.3 провести взаимозачет».
Такая ситуация иногда может складываться между партнерами, поставщиками и покупателями. В подобных случаях есть возможность поставки товаров или оказания услуги для погашения возникших обязательств. Именно с этой целью на платформе «1С Бухгалтерия 8.3» реализована возможность оформления взаимозачетов.
Содержание:
1. Начало работы по оформлению взаимозачетов
2. Начало процедуры
3. Редактирование сведений
4. Сохранение записи
5. Распечатка бланка взаимозачета
6. Взаимозачет между разными организациями
1. Начало работы по оформлению взаимозачетов
Для начала нужно смоделировать виртуальную ситуацию. Например, есть договор, согласно которому компания заказала у контрагента-продавца офисные столы (2 шт.) на сумму 6 тыс. рублей.
До того как задолженность была погашена, компания-покупатель оказала поставщику столов услугу по ремонту кондиционеров. За ремонтные работы нужно заплатить 4 тыс. рублей. Теперь перед компанией, получившей столы, стоит задача – уменьшить сумму до уровня 2000 руб. (стоимость столов минус оплата ремонта).
Как раз в этой ситуации, в системе 1С можно воспользоваться функцией взаимозачета.
Для начала использования этого инструмента, необходимо провести следующую последовательность действий:
1. Открыть раздел «Покупки» или «Продажи» (исходя из того, какая процедура требуется в конкретной ситуации).
2. Пройти по ссылке «Корректировка долга» (доступна в обоих разделах).
Далее, должна открыться страница, на которой нужно будет нажать кнопку «Создать».
После этого откроется форма, предназначенная для составления акта взаимозачета.
2. Начало процедуры
Чтобы запустить процесс взаимозачета, потребуется создать новый документ. Для этого в открывшейся форме нужно внести следующие данные:
1. В первую очередь, необходимо найти поле «Организация» и обозначить там свою компанию.
2. Далее, нужно выбрать подходящий вариант в строке «Вид операции». Если оформляется взаимозачет по разным договорам (продажа товара и предоставление услуг), но с одной и той же компанией, нужно указать «Зачет задолженности».
3. В строке «Зачесть задолженность», выбрать вариант «Поставщику». Но если требуется не гасить свой долг, а принимать погашение чужого посредством взаимозачета, то стоит выбрать пункт «Покупателя».
4. Далее, в нижней строке «В счет задолженности» можно выбирать нужный вариант. Подходящим будет значение «Поставщика перед нашей организацией».
5. Важно не забыть указать дату – когда именно производится взаимозачет.
6. Далее нужно перейти ниже: к реквизиту «Поставщик (кредитор)». В этом поле необходимо выбрать организацию, с которой и будет производиться взаимозачет.
Если есть активные договора с несколькими партнерскими предприятиями, то нужно проследить, чтобы выбрано было правильное название организации.
После этого понадобится нажать кнопку «Заполнить» и в ней ссылку «Заполнить все задолженности остатками по взаиморасчетам».
Если все сделано правильно, программа отразит долговые обязательства обозначенного контрагента автоматически.
Чтобы увидеть размер дебиторской задолженности, нужно найти страницу «Задолженность покупателям». Там уже будет виден долг.
3. Редактирование сведений
В интерфейсе форма по созданию взаимозачета имеет две вкладки:
1. «Задолженность поставщику (кредиторская задолженность)».
2. «Задолженность поставщика (дебиторская задолженность)».
В первой содержится собственная задолженность, во второй – отображается долг, который нужно заплатить поставщику товара. Если учитывать описанный выше пример – это офисные столы.
Заполнение данных в этих полях может производиться как автоматически, так и вручную. Интерфейс обеих вкладок ничем не отличается. При этом каждую из них заполнять нужно отдельно.
Чтобы расчет произошел автоматически, необходимо нажать кнопку «Заполнить», после чего выбрать нужный пункт в появившемся меню.
Увидеть документ покупки товара (офисных столов на сумму в 6 тыс. руб.), можно, зайдя в первую вкладку. Если открыть вторую («Задолженность поставщика»), то станет доступен документ, в котором отображается долг за ремонтные работы. Внизу будет указана разница между двумя суммами – две тысячи рублей.
Чтобы проведение взаимозачета было корректным, необходимо изменить показатель задолженности перед поставщиком столов. Сделать это можно вручную в колонке «сумма».
После выполнения всех указанных выше действий, можно переходить к завершающему этапу.
4. Сохранение записи
После ручного редактирования суммы долга, потребуется ее сохранить. Для этого нужно последовательно нажать две кнопки:
1. «Записать».
2. «Провести».
В итоге будет проведен взаимозачет по выбранному ранее поставщику на в 4000 руб. Сохраненный документ всегда доступен для просмотра, при нажатии значка «Показать проводки…». Эта иконка находится на странице «Корректировка долга» справа от кнопок «Записать» и «Провести».
Похожий алгоритм действий используется при оформлении взаимозачета с покупателем. Единственное, что нужно изменить – это шапку документа.
5. Распечатка бланка взаимозачета
Единой формы для такого документа нет. Но в конфигурации 1С представлена своя структура акта взаимозачета.
Эта форма включает такие пункты:
- дата и номер создания бланка;
- названия организаций;
- суммы задолженностей (дебиторской и кредиторской);
- показатели взаимозачета.
Чтобы распечатать подготовленный бланк, нужно нажать кнопку «Акт взаимозачета».
В открывшемся окне нужно нажать ссылку «Печать». После этого появится возможность распечатать бумажный экземпляр документа.
6. Взаимозачет между разными организациями
Иногда приходится сотрудничать с несколькими отдельными компаниями, которые имеют одного владельца. Если столы продала одна организация, а ремонтные услуги были оказаны другой, то взаимозачет возможен, при условии что хозяин обоих этих организаций один и он согласен на такой процесс.
В этом случае работа с документом будет почти полностью повторять стандартный вариант.
Отличие сводится к тому, что в поле «В счет задолженности», нужно выбрать «Третьего лица перед нашей организацией».
Далее понадобится указать не одного, а двух контрагентов – поставщика столов и третье лицо, для которого были оказаны услуги.
На этом отличия в работе с реквизитами заканчиваются.
Движение документа имеет алгоритм действий схожий с тем, что в базовом варианте. Но в этом случае будут указаны два разных контрагента.
Инструмент «Корректировка долга» позволяет осуществлять и другие задачи помимо взаимозачета. Речь идет о зачете аванса, переносе долга и списании безнадежной задолженности.
В целом весь процесс проведения взаимозачета в программе «1С Бухгалтерия 8.3» достаточно прост и удобен. Данная функция позволяет оптимизировать и упростить взаимодействие с партнерами и контрагентами.
Тинькофф Платинум — кредитная карта с лимитом до 1 000 000 ₽. Оформить можно онлайн, нужен только паспорт. Если оформить по моей ссылке, вы получите бесплатное обслуживание навсегда
Tinkoff Black — дебетовая карта с кэшбэком. Зарабатывайте деньги, а не бонусы. Если оформить по моей ссылке, вы получите бесплатное обслуживание навсегда
Счет для бизнеса в Тинькофф — открытие и обслуживание счета от 0 ₽. Если оформить по моей ссылке, вы получите 3 месяца обслуживания бесплатно
Кредит наличными от Тинькофф — без справок о доходах и поручителей. Если оформить по моей ссылке, вы получите повышенный кредитный лимит
Инвестиции — откройте брокерский счет в Тинькофф за 5 минут без визита в офис. Если оформить по моей ссылке, вы получите акцию до 4 000 ₽