Рыжие, гнедые, серые и вороные…«Кобыличьи конюшни» в царской резиденции

31 октября в России отмечается День автомобилиста. Наверное, нет такой семьи, которая по праву не считала бы этот праздник своим. Да и те, кто лишен радости обладания «железным конем», пользуются этим средством передвижения ежедневно – автобусы, такси, грузовики как трудолюбивые муравьи снуют по дорогам сутки напролет.

Современный темп жизни требует быстроходного транспорта. И мы можем лишь завидовать дальним предкам, для которых любая дорога была дальней и давала возможность созерцать, думать, впитывать природу.

В те времена День автомобилиста можно было смело назвать Днем наездника, или, как говорили в одном старом фильме, «водителя кобылы». Для старинного Александрова это мог быть один из профильных праздников.

Ведь уже в XVI веке при Иване Грозном здесь, вероятно, существовали «кобыличьи» конюшни. В то время «слободская» государева резиденция имела обширные охотничьи угодья. «Царская потеха» – одно из любимых развлечений великих князей. По заведенному дворцовому ритуалу охота проходила на лошадях с собаками и соколами. Конюшни, псарни, сокольни обычно были на местах. Сам государь особенно любил аргамаков. Топонимика города сохранила названия улиц, которые, возможно, были Слободками – Староконюшенная, Охотный луг.

Картина из фондов музея. Государев человек. Сокольничий. ХVII в.  Худ. Ефошкин С.Н., 2013 г.
Картина из фондов музея. Государев человек. Сокольничий. ХVII в. Худ. Ефошкин С.Н., 2013 г.

При Алексее Михайловиче конюшенный двор в Слободе разросся. Он занял более девяти десятин, имел обширные пастбища у реки Серой. По документам, в 1678 г. здесь содержалось 388 лошадей (калмыцкие и нагайские). Их разводили и поставляли коней для войска и нужд царского двора.

При конюшне числились дворы: столбового приказчика, стременного конюха, конского мастера, стадного приказчика, конюшего дьячка (писаря), задворных и стадных конюхов. По Писцовой книге 1677 г. на Старой конюшенной улице под Государевым конюшенным двором, где «исстари бывала конюшня» (при Иване Грозном), 15 десятин земли пахали стадные конюхи («та земля взята под государеву пашню»).

В этой же книге имеется запись о переносе по указу Алексея Михайловича конюшенного двора на посадскую оброчную землю, где «прежде сеяли коноплю и садили капусту». Переулки в районе нынешней гостиницы долго звались Коноплянниками. С этими конюшнями связано пребывание здесь Петра Iво время Стрелецкого бунта в сентябре 1689 г. Тогда в течение недели в окрестностях Слободы проходили учения с конными маневрами и пушечной пальбой.

Но эти деревянные конюшни просуществовали недолго. При императрице Елизавете Петровне – большой любительницы лошадей и охоты – к 1745 г. западнее были отстроены новые каменные и, по словам современников, по своему составу, внешнему виду и удобству размещения принадлежали они «к первейшим в Европе». Здания нового конного завода расположились четырехугольником, образуя обширный внутренний двор. Было пять проездных ворот и одни главные (напротив нынешнего Казарменного переулка). Говорили, что «конюшни и манежи с башнями, построенные наподобие замка, огромны и великолепны». Кстати, при конном заводе была открыта школа, где имелся 1 учитель и 37 детей, обучавшихся письму и чтению. Во второй половине XVIII в. на заводе содержалось около 500 лошадей персидской, бухарской, нормандской, испанской, английской и других пород. Их обслуживал персонал из 74 человек, а всего в Александровской волости к заводу было приписано 8205 крестьян мужского пола.

Рисунок из фондов музея. Ворота бывшего конного завода в Александрове. Худ. Лавровская В.Ф. 1947г.
Рисунок из фондов музея. Ворота бывшего конного завода в Александрове. Худ. Лавровская В.Ф. 1947г.

Во время правления Екатерины II траты на завод значительно сократились, в 1817 г. он был закрыт, а оставшиеся 178 лошадей переведены в другие места.

К сожалению, нам и поныне неизвестен архитектор, по проекту которого возведены постройки конного завода – интересный образец гражданской архитектуры первой половины XVIII века. Но зато сохранилось много свидетельств того, что александровские конюшни входили в число привилегированных, поэтому пользовались особой заботой, вниманием и личным участием царской семьи. Иначе говоря, здесь выпускали авто класса «люкс»! С Днем автомобилиста!

#александровскаяслобода #музейиванагрозного