Третья жена императора Клавдия, Мессалина, была женщина порывистая и своенравная — до такой степени, что в какой-то момент при живом муже-императоре организовала собственную свадьбу с высокопоставленным чиновником, собиравшимся занять должность консула.
Если бы речь шла о каком-нибудь простолюдине типа актера (такие случаи уже бывали), Клавдий, может быть, закрыл бы на это глаза; но тут его советники сказали — пора положить этому конец. Так что Мессалина, ее любовник, давешний актер и еще куча народу были казнены.
Размышляя о сексуальной жизни животных и человека, ученый-энциклопедист (и военный моряк высокого звания; он погиб во время извержения, погубившего Помпеи, подобравшись слишком близко к вулкану, что, вероятно, вызвало у него обострение астмы) Плиний Старший писал: «Человек — единственное живородящее среди двуногих. [Так ли это? Можно ли считать двуногими человекообразных обезьян — римлянам, впрочем, не известных? И кто вообще двуногие-то тогда, птицы? — VS].
Человек — единственное животное, которое сокрушается о своих первых сексуальных опытах; дурное же это предзнаменование для жизни, если само ее зарождение уже рождает раскаяние. У других животных есть определенные времена года для соитий; но человек, как мы уже отмечали, использует для этого любые часы дня и ночи; другие животные насыщаются любовными удовольствиями, а человеку насыщение практически не известно.
Мессалина, жена императора Клавдия, считая, что такой опыт вполне соответствует императорскому статусу, выбрала, чтобы решить вопроc, одну из самых широко известных на поприще наемной любви женщин — и победила ее, вступая в одно соитие за другим, ночью и днем, дойдя до двадцать пятого испытуемого». («Естественная история», 10.83)
Другое свидетельство развратных действий Мессалины — шестая сатира поэта Ювенала, произведение, знаменитое протофрейдистским выражением «люб им клинок» (ferrum est quod amant) и не менее знаменитой фразой «но кто устережет самих сторожей» (sed quis custodiet ipsos / custodes?) — а также довольно подробным описанием подвигов Мессалины (которая не называется по имени, но однозначно опознается как «Августа» и жена Клавдия) в публичном доме, где она выступает под творческим псевдонимом «Волчица» (Lysisca).
Но что подобные слухи вполне могли быть результатом посмертной очернительской кампании — тоже, конечно, очень вероятно.
Казнив Мессалину, Клавдий женился в четвертый раз — на Агриппине Младшей, которая была младшей сестрой покойного императора Гая, известного как Калигула, и племянницей самого Клавдия. У Агриппины был сын, которого ей хотелось продвинуть на престол; этому мешал сам Клавдий, не очень еще старый, и его сын от Мессалины Британник, весьма популярный в римском народе мальчик.
Ну и в результате сначала Клавдий умер при невыясненных обстоятельствах (утверждали, что Агриппина накормила его ядовитыми грибами), затем сын Агриппины взошел на императорский престол (истории он известен как император Нерон; Британник был еще слишком юн, чтобы стать императором), а потом Нерон довольно неприкрыто и прилюдно отравил Британника, устранив своего главного соперника.
Мамашу, Агриппину, посадившую его на престол, Нерон, правда, потом тоже укокошил, но это уже другая история.
В своем блоге я делюсь интересными историческими фактами и мифами, подписывайтесь на мой канал, чтобы узнавать все первыми.