Одно из самых впечатляющих чудес Средневековья — неопалимая книга, трижды воспарившая над пламенем в знак торжества христианского вероучения над ересью альбигойцев.
Достопамятное чудо связано с ордалией — «судом Божьим» (лат. ordalium — приговор, суд) как одним из видов архаического права, практикой испытания огнём и водой для установления истины. Весной 1207 года во французском городе Фанжо при большом стечении народа состоялся диспут между католическим проповедником Домиником де Гусманом Гарсесом, будущим святым Домиником, и альбигойцами — представителями одного из ответвлений нео-манихейской секты катаров. Спорили о том, чья вера истинная.
По свидетельству биографа Доминика, блаженного Иордана Саксонского, еретическая книга сгорела, а книга Христовой веры была трижды отвергнута огнём и осталась невредимой. Затем чудо повторилось в Монреале, только в огонь бросали не книги, а записки.
В католической традиции этот случай получил название «Чудо огня» или «Чудо с книгой», был многократно запечатлён в иконописи и живописи. Картина испанского художника Педро Берругете иллюстрирует истовую веру в неуязвимость книги Христовой. Златокрылым ангелом она вылетает из пламени и возносится над толпой. Кажется, литеры вот-вот расплавятся и прольются горячим дождём на неверующих и сомневающихся.
Интерпретация того же сюжета кисти Берругете для алтаря Санто-Доминго в монастыре Святого Фомы позволяет отчётливее представить эмоциональный контекст ситуации. На тщательно прорисованных лицах собравшихся читаются изумление, умиление, страх, злость, восторг — целая гамма смешанных чувств и состояний. Для пущей убедительности испытание огнём проходит трижды.
Еще более лаконично этот сюжет воплощён итальянским художником-маньеристом Доменико Беккафуми для доминиканской церкви Святого Духа в Сиене. Сейчас местонахождение этой работы неизвестно.
Поздние живописные интерпретации спора святого Доминика с альбигойцами напоминают жанровые сцены. Мастера кисти видят в нём уже не столько религиозное чудо, сколько устойчивый сюжет, который можно связать с реалиями определённой эпохи. Типичный пример — картина Бартоломе де Карденаса, живописца родом из Португалии, носившего звание «первого камерного художника его превосходительства герцога». Сам герцог изображён здесь анфас слева от зрителя, превращаясь в участника легендарной сцены.
Присутствующие на диспуте — духовенство, аристократы, простолюдины — показаны как обыкновенные люди, живо реагирующие на иррациональную ситуацию. Привлечённые невиданным зрелищем горожане высовываются из окон, перекрикиваются, обмениваются впечатлениями. Церковники, как и подобает духовным лицам, сосредоточены на огненном противостоянии двух религиозных учений. Картина не очень хорошо сохранилась, но реалистическая манера исполнения позволяет вообразить, как трещат дрова в костре, как шелестят в воздухе страницы книги Доминика, как гомонит взволнованная толпа на площади…