Найти тему

Заповедь первая. Одна из главнейших. Актуальна как никогда.

Оглавление
Фрагмент иконы "Христос - Ветхий днями" Как вы помните Христос сказал: Видевший Меня, видел и Отца. (Ин 14:9)
Фрагмент иконы "Христос - Ветхий днями" Как вы помните Христос сказал: Видевший Меня, видел и Отца. (Ин 14:9)

Мы, православные христиане, верим в то, что мир создан Богом. И Бог не оставил человечество. Он руководит нашей жизнью, участвует в ней, направляет, объясняет и помогает тем, кто готов эту помощь принять. Бог не остался где-то далеко, во времени, в истории, создав мир, и забыв о нем. Нет, Он участвует в нашей жизни. И это участие в жизни человека тем больше, чем более открыт человек Богу. Помните, слова Христа: "Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною". (Откр.3:20). Человек, открывающий Богу свое сердце, впускающий Бога в свою жизнь, становится Своим Ему (Мф 1:21). И только в жизни с Богом человек может понять смысл своей жизни, свое предназначение, и стать по-настоящему свободным (Ин 8:32).

Первая заповедь

Предлагаю рассмотреть десять заповедей, данных Богом Моисею, которые он принес народу на каменных скрижалях. Заповедь первая звучит так:

"Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства". (Исх 20:2, Втор. 5:6).

В Септуагинте этот текст звучит практически также: "Я есть Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египта из дома рабства. [’Εγώ εἰμι κύριος ὁ θεός σου, ὅστις ἐξήγαγόν σε ἐκ γῆς Αἰγύπτου ἐξ οἴκου δουλείας.]

https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?OT/Ex?20
https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?OT/Ex?20

Почему-то в первую заповедь иногда включают начало второй заповеди, про иных богов. Хотя если мы посмотрим на еврейские источники[1], то увидим, что они ограничиваются именно этими словами.

Я есть

"Я есть"! Очень важный момент, который немного сократили в русском синодальном переводе.

Когда Бог называет Себя - как Сущий (ЯХВХ или Иегова) - Он начинает со слов: "Я есть" (Эго ими), переведенное как "Я есмь"(Исх 3:14). В первой заповеди Он также говорит: Я есть (Эго ими), хотя в русском переводе оставили просто "Я"

Исх 3:14 "Я есть Сущий (Иегова)" https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?OT/Ex?3
Исх 3:14 "Я есть Сущий (Иегова)" https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?OT/Ex?3

Когда Христос сказал иудеям, пришедшим арестовывать Его: "Я есмь" ("Это Я"), - они падают на землю. (Ин 18: 6-8). Этот вопрос был рассмотрен более подробно здесь [2] Не могу утверждать, но похоже, что имела место некая известная иудеям словесная форма, связанная с Именем Бога, которую они расслышали в ответе Христа, что повергло их на землю.

И эта же словесная форма начала имени звучит также в первой заповеди, и когда Бог называет Моисею Свое Имя - Я есть... или Я есмь...

Думаю, что в русском переводе первой заповеди следовало оставить не просто "Я", но "Я есть" или "Я есмь".

Господь Бог твой

Дальше Бог называет Себя (в греческом варианте: Кириос го Феос [κύριος ὁ θεός]).

Когда переводили Писание на греческий язык, то четырехбуквенное имя Бога, известное сейчас как ЯХВХ (Иегова), которое евреи старались не произносить, заменяя словом Адонаи (Господь) - "Кириос" в греческом переводе.

А "Элохим" - Бог во множественном числе - в греческий текст попало как Феос (Бог).

"Кириос го Феос", а русском переводе "Господь Бог" дословно звучало бы довольно странно для нашего уха - Сущий (Иегова), который есть Боги.

Христианские богословы во множественном числе написания слова Бог "Элохим" видят указание на триипостасность Бога, открытую нам Сыном Божиим - Иисусом Христом.

Но вернемся к первой заповеди. По сути, Бог называет Себя, и обращается ко всем верующим, принимающим Его заповедь: Я Есть Сущий - Бог твой. Это было сообщено Моисею и его народу. Но мы знаем, что Бог изначально собирался просветить светом истинного знания все народы мира, о чем и сказал Аврааму: "В тебе благословятся все народы" (Быт 12:3, Гал 3:8). Потому эта заповедь обращается ко всем, верующим в Бога.

который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства

Окончание первой заповеди, как будто перечеркивает все ранее сказанное. Ведь имеется в виду еврейский народ, вышедший из египетского рабства?

В ветхом Завете четырнадцать раз повторяется именно это словосочетание "Земля Египетская, дом рабства" и всегда в связке. То есть смысл не только в географии, но в изменении состояния духа (выходе из рабства).

Только Бог может вывести из "дома рабства", освободить от рабства греху. Ведь как сказано: "кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Пет 2:19). И как Бог, послав Моисея, выводит из плена еврейский народ, так и любой человек, любой народ, и все человечество может выйти из "дома рабства" греха, только последовав за Богом, научившись от Него Правде и Истине, открытой нам через Иисуса Христа, который Сам есть Путь, и Истина, и Жизнь. И никому не дано прийти к Богу и богопознанию как-то иначе (Ин. 14:6)

Только приняв Бога, мы можем освободиться от рабства греха, и обрести истинную свободу. И это тот самый Бог, который говорил с Авраамом и Моисеем. Триипостасный Бог, назвавший себя Сущим, и выведший еврейский народ из дома рабства - Бог Отец, Сын, Дух Святой - Элохим, ЯХВХ, или Иегова.

Заповедь первая: Я [есть] Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Поддержать канал Мефодий+

#первая заповедь #тетраграмматон #десятисловие #десять заповедей #иисус христос #бог #православие #христианство

1 https://eleven.co.il/judaism/commandments-and-precepts/11412/#02 или https://toldot.ru/10Zapovedei.html

2 Иуда привел толпу, но враги Христа упали на землю от ответа: "Это Я" // Разберем: что их так перепугало. https://zen.me/2cHm4Fx1