Найти в Дзене

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса

Когда пишут о первых деятелях искусства эпохи Возрождения, то в качестве первопроходца в архитектуре называют Филиппо Брунелески, а первым ренессансным скульптором почему-то принято считать не Лоренцо Гиберти, создавшего "Райские врата" флорентийского баптистерия, а Дона́то ди Нико́ло ди Бетто Ба́рди, более известного под прозвищем Донате́лло (1386 – 1466). А ведь все они были современниками, коллегами, единомышленниками, а иногда и конкурентами.

Дона́то ди Нико́ло ди Бетто Ба́рди, по прозвищу Донате́лло
Дона́то ди Нико́ло ди Бетто Ба́рди, по прозвищу Донате́лло

Так, получив первоначальные художественные навыки в мастерской ювелира, будущий гений Возрождения стал учеником и подмастерьем знаменитого Лоренцо Гиберти, только что выигравшего конкурс на создание ворот Флорентийского баптистерия. Гиберти тогда как раз нуждался в помощниках, чтобы осуществить этот грандиозный проект, и набирал в свою мастерскую учеников.

Лоренцо Гиберти. Скульптурный рельеф "Райских врат" флорентийского баптистерия
Лоренцо Гиберти. Скульптурный рельеф "Райских врат" флорентийского баптистерия

Напомню, что в конкурсе Лоренцо Гиберти обошёл на заключительном этапе своего главного конкурента - Филиппо Брунеллески. Последний, решил оставить ваяние и серьезно заняться изучением архитектуры. По-видимому примерно в это время и началась дружба Брунеллески и молодого подмастерья Донателло. Приятели увлекались общими идеями и считали идеалом античную культуру.

Скульптура, изображающая Филиппо Брунелески
Скульптура, изображающая Филиппо Брунелески

В начале четырехсотых годов два будущих гения вмести поехали в Рим, изучать древнюю классику. Донателло, как и Брунеллески, был увлечён и очарован античным искусством, и посчитал своим долгом возродить его принципы.

Вернувшись в родной город, Донато Барди стал получать крупные заказы. Первым из них оказалась работа над украшением фасадов церкви Орсанмикеле (кстати сказать, к этим работам был привлечён и Брунеллески). Ниши этой церкви должны были украсить статуи святых - покровителей различных ремесленных цехов города.

Церковь Орсанмикеле во Флоренции
Церковь Орсанмикеле во Флоренции

Выполненные молодым мастером фигуры Евангелиста Марка и Святого Георгия привели в восторг горожан. Донателло стал любимцем флорентийцев, и сам Козимо Медичи - правитель города, стал оказывать ему своё покровительство.

Святой Георгий. Скульптура для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции
Святой Георгий. Скульптура для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции

Чем же так поразили современников статуи, выполненные нашим героем? Если попытаться определить то главное, что смог привнести в этот, в общем-то традиционный, жанр Донателло, то можно выделить три пункта:

1. Его герои получали абсолютно светскую трактовку; в образах заметна индивидуальность, внутренняя уверенность и земная полновесность;

2. Довольно подробно изучив принципы античного искусства, Донателло пришёл к выводу о первостепенном значении пропорций, которые математически вычисляются;

3. Мастер относился с большим вниманием к тому месту, где должна была быть помещена скульптура, от этого зависел ракурс осмотра, а значит, должны были учитываться оптические искажения, влияющие на впечатление зрителя от произведения искусства.

Согласно сведениям о художниках Возрождения, оставленным Джоржо Вазари, великий Микеланджело об этой работе своего предшественника отзывался так: "Никогда ещё не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был Святой Марк, можно поверить и его писаниям".

Святой Марк Евангелист. Скульптура для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции
Святой Марк Евангелист. Скульптура для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции

Эти же черты, но ещё в большей мере, присущи и другой работе Донателло - фигурам, созданным для украшения стен колокольни Джотто. Здесь, уже зрелый мастер, демонстрирует прямо-таки удивительный реализм и необычайную выразительность в "портретах" своих персонажей. Таковы статуи святых Иеремии и Аввакума, насмешливо прозванного горожанами "Цуккони", из-за сходства его лысого черепа с тыквой.

Статуи святых Иеремии и Аввакума
Статуи святых Иеремии и Аввакума

Но славу первого мастера, открывшего эпоху Ренессанса, Донателло приобрёл не благодаря своим работам для церкви. Вклад Донателло в искусство ваяния Ренессанса оказался весьма значителен. Во многих областях пластики он оказался первопроходцем.

Ему удалось возродить, так называемую, круглую скульптуру – изваяния, никак не связанного со стенами какого-либо здания (как это было в средневековом храме) и доступного для обозрения со всех сторон. Такова, например, его статуя изображающая античное божество (его называют "Атис" или "Амур").

-8

Так же он вернул античный принцип калокага́тии в представлении о человеке, и на его основе, создал первое после средневековья изображение обнажённого человеческого тела.

Такой скульптурой, в которой Донаттело удалось воплотить античное представление о красоте и гармонии нагого тела, стал образ популярного, в период средневековья, библейского персонажа – Дави́да.

Донателло. Давид
Донателло. Давид

Согласно легенде, будучи простым пастухом, этот юноша сумел спасти своё отечество, победив в поединке великана Голиа́фа, за что народ провозгласил Давида царём.

Донателло. Давид
Донателло. Давид

В этой скульптуре заметно увлечение автора древнегреческим искусством и изучение трудов одного из талантливейших скульпторов Эллады – Поликле́та (подробнее о нём: Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству )

Донателло вернул традицию изготовления конных монументов (изображение всадника на коне, восходящее к памятнику Марка Аврелия, созданному в Древнем Риме: Скульптура на службе у государства).

Памятник кондотье́ра Гаттамела́ты
Памятник кондотье́ра Гаттамела́ты

Памятник правителю города Эразмо де Нарни в Па́дуе - кондотье́ра Гаттамела́ты (прозвище Гаттамела́та переводится как «хитрая кошка») стал образцом не только для последующих поколений скульпторов, но и современных художников и даже фотографов, которые осваивают мастерство работы со светотенью используя копии головы этой скульптуры.

Нужно сказать, что падуанцы так ценили талант мастера, что не хотели его отпускать, и буквально заваливали его заказами. В итоге, Донателло прожил в этом городе целых десять лет.

Скульптором была воскрешена особо почитаемая древними римлянами такая отрасль пластики как портретные бюсты, преданная в средние века полному забвению. При их создании он добивался максимального реализма и убедительности в передаче, как внешнего облика модели, так и характеров. По свидетельству Вазари, работая над одной из своих мраморных фигур, Донателло покрикивал на неё: «Говори же! Говори!..»

Донателло. Бюст Никколо да Уззано
Донателло. Бюст Никколо да Уззано

Донателло стал использовать законы линейной перспективы, при создании скульптурных рельефов. Признанными шедеврами являются рельефы кафедры флорентийского собора с изображением танцующих путти (ангелов в виде крылатых младенцев), а также алтарные рельефы из собора Святого Антония в Падуе, где создаётся эффект глубины пространства за счёт перспективных сокращений линий, очерчивающих здания, на фоне которых располагаются персонажи рельефов.

Донателло. Танцующих путти. Рельеф падуанского собора
Донателло. Танцующих путти. Рельеф падуанского собора

Прекрасные рельефы он оставил и в соседней Сиене.

Донателло. «Пир Ирода». Рельеф крещальной купели сиенского баптистерия.
Донателло. «Пир Ирода». Рельеф крещальной купели сиенского баптистерия.

Интересно, что Донателло оказался и тем мастером, который задал тон в изображении живых людей для будущих скульпторов, и создал образец надгробной скульптуры. Вместе с другом и коллегой, скульптором Микелоццо ди Бартоломмео, Донатело выполнил гробницу для папы (его ещё называют антипапой) Ио­ан­на XXIII. Микелоццо принадлежат ложе, занавес и само надгробье, а Донатело - скульптура, изображающая покойного понтифика.

-15

Донателло прожил долгую жизнь, и достиг настоящей славы, однако при этом оставался скромным человеком, неприхотливым в быту. Очень симпатичной кажется биографическая легенда, рассказанная Джоржо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».

На этой красивой истории я и закончу статью. Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне