Когда пишут о первых деятелях искусства эпохи Возрождения, то в качестве первопроходца в архитектуре называют Филиппо Брунелески, а первым ренессансным скульптором почему-то принято считать не Лоренцо Гиберти, создавшего "Райские врата" флорентийского баптистерия, а Дона́то ди Нико́ло ди Бетто Ба́рди, более известного под прозвищем Донате́лло (1386 – 1466). А ведь все они были современниками, коллегами, единомышленниками, а иногда и конкурентами.
Так, получив первоначальные художественные навыки в мастерской ювелира, будущий гений Возрождения стал учеником и подмастерьем знаменитого Лоренцо Гиберти, только что выигравшего конкурс на создание ворот Флорентийского баптистерия. Гиберти тогда как раз нуждался в помощниках, чтобы осуществить этот грандиозный проект, и набирал в свою мастерскую учеников.
Напомню, что в конкурсе Лоренцо Гиберти обошёл на заключительном этапе своего главного конкурента - Филиппо Брунеллески. Последний, решил оставить ваяние и серьезно заняться изучением архитектуры. По-видимому примерно в это время и началась дружба Брунеллески и молодого подмастерья Донателло. Приятели увлекались общими идеями и считали идеалом античную культуру.
В начале четырехсотых годов два будущих гения вмести поехали в Рим, изучать древнюю классику. Донателло, как и Брунеллески, был увлечён и очарован античным искусством, и посчитал своим долгом возродить его принципы.
Вернувшись в родной город, Донато Барди стал получать крупные заказы. Первым из них оказалась работа над украшением фасадов церкви Орсанмикеле (кстати сказать, к этим работам был привлечён и Брунеллески). Ниши этой церкви должны были украсить статуи святых - покровителей различных ремесленных цехов города.
Выполненные молодым мастером фигуры Евангелиста Марка и Святого Георгия привели в восторг горожан. Донателло стал любимцем флорентийцев, и сам Козимо Медичи - правитель города, стал оказывать ему своё покровительство.
Чем же так поразили современников статуи, выполненные нашим героем? Если попытаться определить то главное, что смог привнести в этот, в общем-то традиционный, жанр Донателло, то можно выделить три пункта:
1. Его герои получали абсолютно светскую трактовку; в образах заметна индивидуальность, внутренняя уверенность и земная полновесность;
2. Довольно подробно изучив принципы античного искусства, Донателло пришёл к выводу о первостепенном значении пропорций, которые математически вычисляются;
3. Мастер относился с большим вниманием к тому месту, где должна была быть помещена скульптура, от этого зависел ракурс осмотра, а значит, должны были учитываться оптические искажения, влияющие на впечатление зрителя от произведения искусства.
Согласно сведениям о художниках Возрождения, оставленным Джоржо Вазари, великий Микеланджело об этой работе своего предшественника отзывался так: "Никогда ещё не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был Святой Марк, можно поверить и его писаниям".
Эти же черты, но ещё в большей мере, присущи и другой работе Донателло - фигурам, созданным для украшения стен колокольни Джотто. Здесь, уже зрелый мастер, демонстрирует прямо-таки удивительный реализм и необычайную выразительность в "портретах" своих персонажей. Таковы статуи святых Иеремии и Аввакума, насмешливо прозванного горожанами "Цуккони", из-за сходства его лысого черепа с тыквой.
Но славу первого мастера, открывшего эпоху Ренессанса, Донателло приобрёл не благодаря своим работам для церкви. Вклад Донателло в искусство ваяния Ренессанса оказался весьма значителен. Во многих областях пластики он оказался первопроходцем.
Ему удалось возродить, так называемую, круглую скульптуру – изваяния, никак не связанного со стенами какого-либо здания (как это было в средневековом храме) и доступного для обозрения со всех сторон. Такова, например, его статуя изображающая античное божество (его называют "Атис" или "Амур").
Так же он вернул античный принцип калокага́тии в представлении о человеке, и на его основе, создал первое после средневековья изображение обнажённого человеческого тела.
Такой скульптурой, в которой Донаттело удалось воплотить античное представление о красоте и гармонии нагого тела, стал образ популярного, в период средневековья, библейского персонажа – Дави́да.
Согласно легенде, будучи простым пастухом, этот юноша сумел спасти своё отечество, победив в поединке великана Голиа́фа, за что народ провозгласил Давида царём.
В этой скульптуре заметно увлечение автора древнегреческим искусством и изучение трудов одного из талантливейших скульпторов Эллады – Поликле́та (подробнее о нём: Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству )
Донателло вернул традицию изготовления конных монументов (изображение всадника на коне, восходящее к памятнику Марка Аврелия, созданному в Древнем Риме: Скульптура на службе у государства).
Памятник правителю города Эразмо де Нарни в Па́дуе - кондотье́ра Гаттамела́ты (прозвище Гаттамела́та переводится как «хитрая кошка») стал образцом не только для последующих поколений скульпторов, но и современных художников и даже фотографов, которые осваивают мастерство работы со светотенью используя копии головы этой скульптуры.
Нужно сказать, что падуанцы так ценили талант мастера, что не хотели его отпускать, и буквально заваливали его заказами. В итоге, Донателло прожил в этом городе целых десять лет.
Скульптором была воскрешена особо почитаемая древними римлянами такая отрасль пластики как портретные бюсты, преданная в средние века полному забвению. При их создании он добивался максимального реализма и убедительности в передаче, как внешнего облика модели, так и характеров. По свидетельству Вазари, работая над одной из своих мраморных фигур, Донателло покрикивал на неё: «Говори же! Говори!..»
Донателло стал использовать законы линейной перспективы, при создании скульптурных рельефов. Признанными шедеврами являются рельефы кафедры флорентийского собора с изображением танцующих путти (ангелов в виде крылатых младенцев), а также алтарные рельефы из собора Святого Антония в Падуе, где создаётся эффект глубины пространства за счёт перспективных сокращений линий, очерчивающих здания, на фоне которых располагаются персонажи рельефов.
Прекрасные рельефы он оставил и в соседней Сиене.
Интересно, что Донателло оказался и тем мастером, который задал тон в изображении живых людей для будущих скульпторов, и создал образец надгробной скульптуры. Вместе с другом и коллегой, скульптором Микелоццо ди Бартоломмео, Донатело выполнил гробницу для папы (его ещё называют антипапой) Иоанна XXIII. Микелоццо принадлежат ложе, занавес и само надгробье, а Донатело - скульптура, изображающая покойного понтифика.
Донателло прожил долгую жизнь, и достиг настоящей славы, однако при этом оставался скромным человеком, неприхотливым в быту. Очень симпатичной кажется биографическая легенда, рассказанная Джоржо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».
На этой красивой истории я и закончу статью. Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне