Найти тему
История в подлинниках

Российское образование 200 лет назад: как Николай I растил будущие поколения

Восставшие Декабристы до того напугали императора Николая I, что всю свою дальнейшую государственную политику он посвятил ужесточению монархического режима. В первую очередь это отразилось на российских школах и университетах.

Горный институт в Петербурге. XIX век.
Горный институт в Петербурге. XIX век.

В мае 1826 года, указом императора, создан специальный Комитет устройства учебных заведений. Главная его задача – привести к единому образцу всю систему образования в стране.

Прекрасно понимая, что борьбу с революционными идеями надо начинать со школьной скамьи Николай I возвращает образованию жесткий сословный характер.

- «никто не должен получать образование выше своего звания» - так обозначил позицию правительства П.Н. Милюков.

П.Н. Милюков. Русский публицист и революционер.
П.Н. Милюков. Русский публицист и революционер.

Школьная система, созданная при Александре I, в основном сохранялась. По-прежнему существуют одноклассные приходские и трехклассные уездные училища (них могли обучаться дети простых сословий).

В приходских школах преподают четыре правила арифметики, чтение, письмо, закон Божий.

В уездных – добавлялась геометрия, география, история.

Также работают гимназии, в которых детей дворян и чиновников готовили к по­ступ­лению в университеты.

Начальная земская школа. XIX век.
Начальная земская школа. XIX век.

Только если раньше из уездного училища можно было поступить в университет, то теперь Николай этот путь закрыл. Вышел запрет на приём детей крепостных в гимназии. Для разночинцев зачисление в университеты крайне затрудняется. Дворянским же детям указывалось, до 18 лет, учится только в России, в противном случае запрещалось устраиваться на государственную службу.

Главными предметами в гимназиях стали закон Божий, греческий и латинский языки. «Реальные» предметы преподавались только как дополнительные.

Пансионы и частные школы реорганизуются в государственные или закрываются. В образовании воцарился тотальный государственный контроль.

Мужская гимназия. XIX век.
Мужская гимназия. XIX век.

Вот мнение императора Николая I, которое озвучил министр образования Ширинский-Шихматов:

«все положения науки должны быть основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах и связи с богословием…лица низшего сословия, выведенные посредством университетов из природного их состояния... гораздо чаще делаются людьми беспокойными и недовольными настоящим положением вещей...».

В высших учебных заведениях отменяют выборность ректоров и профессоров. Прием студентов ограничен, введена немалая плата за обучение. Богословие и церковная история стали обязательными предметами для всех факультетов. Исключается философия – она признается предосудительной наукой.

Ограничено число студентов, которые могли единовременно учиться в каждом университете. Отныне в каждом вузе разрешено обучать не более 300 слушателей.

Для усиления дисциплины, к студентам принимаются жесткие меры. Инспектору Московского университета вменялось в обязанность посещать «в разные часы и всегда неожиданно» квартиры казенных студентов, контролировать их знакомства, посещение ими церковных служб.

Студенты МГУ. XIX век.
Студенты МГУ. XIX век.

В конце 30-х годов при некоторых уездных училищах открываются «реальные» отделения. В них преподают химию, бухгалтерию, товароведение, механику. Это сделали для того что бы:

- «удержать низшие сословия государства в соразмерности с гражданским их бытом и побудить их ограничиться уездными училищами не допуская в гимназии и тем более в университеты».

В итоге к середине XIX века во всех российских вузах училось всего 2900 студентов — столько же в то время числилось в одном лишь Лейпцигском университете. Император Николай I сделал всё для того, что бы усмирить русское вольнодумство, так напугавшее его в самом начале царствования. Однако, как показала история, задушить свободную мысль ему не удалось. Буквально через 50 лет после него в России начинается эпоха революций.