Найти в Дзене

«Голова ватная, сердце колотится, ноги подгибаются – как выйти на сцену?» С паникой во время выступлений сталкиваются все танцор

Оглавление
Даже если танцоры выступают в ансамбле, у каждого на сцене свои цели.
Даже если танцоры выступают в ансамбле, у каждого на сцене свои цели.

Любители танцев нередко принимают участие в концертах, как и профессионалы. Не имея привычки, они испытывают еще большее волнение и стресс. К сожалению, так будет всегда. Но проблема вполне разрешима.

Во-первых, вы можете отказаться от выступлений и оставаться в комфортных условиях зала. Это вполне нормальный вариант, даже если в студии, где вы занимаетесь, такое массово не принято. Например, у меня такие периоды длились годами по разным причинам. Перерывы из-за болезней, что очевидно. Невозможность справиться с эмоциями, а также осознанное нежелание выносить на сцену исполнительский уровень неприемлемого качества.

Во-вторых, если только волнение мешает вам получить удовольствие от выступления, можно найти и устранить его причину. Лично я встречалась в своей практике со следующими вариантами:

1. Плохо выучила танец, боюсь забыть текст и всех подвести

Если еще есть время все исправить, нужно доучить текст. Кстати, это не гарантия, что вы не сделаете ошибку. Сцена коварна, и почти в 90 процентах случаев ошибки возникают как раз в тех местах, где их ни разу не было. Но если не уверен на старте, лучше не выходить вообще. Репетируйте, тренируйтесь, ночуйте в зале… От этого вида разочарования может спасти только одно. Безусловная уверенность.

Работайте в зале. До изнеможения и полной уверенности в результате.
Работайте в зале. До изнеможения и полной уверенности в результате.

2. Я выгляжу и танцую хуже всех в группе

А вот это таракан, который должен быть прибит еще на взлете, раз и навсегда. Вы начинали танцевать от какой-то жизненной точки и состояния, которые уникальны только для вас. Сравнивать себя с другими абсолютно бессмысленно. Рядом может находиться как бывшая балерина, так и девушка, которая никогда в жизни танцами не занималась. Вы всегда будете «хуже» одной и «лучше» другой, а потом состав группы вообще поменяется, и опять найдется почва для сравнения. На самом деле образец – единственный. Это вы сами. А единица измерения – ваше внутреннее состояние. Было вам хорошо сегодня от того, что выучили новый кусок танца? Отлично, вы молодец, продвинулись по сравнению с собой еще на один шаг. Сумели сегодня не ошибиться на сцене? Вы самая лучшая! Главная цель любительских занятий танцами и музыкой – удовольствие. Если понимать это и ориентироваться только на такой критерий, все встанет на свои места.

Сравнивайте себя только с собой. Пройти по этой дороге можно только собственными ногами.
Сравнивайте себя только с собой. Пройти по этой дороге можно только собственными ногами.

3. Не хочу показывать на сцене невысокий исполнительский уровень

Это причина серьезная. Ведь не поспоришь: публика имеет право видеть качественно исполненные номера, а не смешные барахтанья новичков. Да еще в таких сложных видах искусства, например, как фламенко или балет. Но дело в том, что они предполагают развитие и рост артиста именно через выступление на сцене, энергетическое взаимодействие с публикой. Они для этого родились, и самой природой предназначены некоему адресату. Учиться выступать на сцене, не делая этого, невозможно. Поэтому здесь нужно найти компромисс. Чаще всего это такие виды выступлений, которые не связывают зрителей и артистов взаимными обязательствами. Проще говоря, не стоит претендовать на участие в концертах, где публика платит деньги. Если артист-любитель выступает бесплатно, а в нашей реальности, принимая участие в конкурсах, еще и платит организаторам, вопрос морального долга перед зрителем для него закрыт.

Не отвергайте никакой опыт. Неудачное выступление может в будущем принести огромные дивиденды.
Не отвергайте никакой опыт. Неудачное выступление может в будущем принести огромные дивиденды.

Главное, что всегда надо помнить танцорам-любителям: сцена передает все нюансы ваших эмоций. Текст, техника исполнения, все то, что для вас имеет первостепенное значение, над чем вы так много работаете, о чем беспрерывно думаете, к сожалению, в момент выноса на публику почти обесценивается. Заметить детали могут только профессионалы. Обычные зрители считывают только эмоции. Забыл текст, растерялся, недоволен исполнением какого-то элемента? Твои проблемы, пожуешь их потом. На сцене улыбайся и зажигай, даже если все забыл, перепутал, подвернул ногу.