Чаще всего зрителей привлекают эмоции персонажей. Чего хотят герои, почему, что они делают, чтобы достичь своей цели, и, прежде всего, как они смотрят на окружающий их мир. Это развивается от сцены к сцене.
Я думаю, что главная задача сценариста - убедить миллионы незнакомых людей заботиться о персонажах, которых мы пишем. Или, по крайней мере, о главном герое, чья это история. Если зрителям (или читателям) не всё равно, а история развивается убедительным образом, то они эмоционально подключатся к ней.
Да, важно, чтобы проблема/цель истории была сложной, имела высокие ставки и была интересной для просмотра, но всё это связано с персонажами и соответствующими им эмоциями.
Запоминающиеся персонажи испытывают сильные чувства. Они усиленно чего-то хотят, и это их мотивирует активно действовать. Много препятствий стоит на пути к их желаниям (возьмём к примеру сериалы HBO - "Игра престолов", "Эйфория", "Наследники" или "Вице-президент").
Чтобы зрителям было не всё равно, они сначала должны понять и поверить в то, что переживает персонаж. Эмоции должны быть правдоподобными и реальными. Зрители должны найти в них что-то близкое к своей жизни и сопоставить себя с героями...
Этого трудно достичь, но это неоценимо важно, чем обычно думают авторы. Мы одержимы концепцией, структурой сюжета, диалогами, описанием и всей механикой сценария. Но если мы не заставим людей что-то почувствовать и не будем сильно вкладываться на эмоциональном уровне в персонажей, у нас ничего не получится.
Так как же этого добиться?
Работа актёра состоит в том, чтобы правдоподобно изобразить эмоции. И для этого они должны по-настоящему испытать эту эмоцию. Они должны чувствовать то, что чувствует персонаж, хотеть того, чего хотят они, и в какой-то момент стать ими.
То же верно и для сценаристов, но мы должны сделать это первыми.
Недостаточно просто представить, что определённый персонаж будет чувствовать и заставлять их вести себя соответственно.
Эмоции должны быть настолько убедительными, чтобы они захватывали читателя и заставляли его чувствовать то же самое. Всё начинается с того, что автор может поместить себя в шкуру персонажа и испытать, каково это - быть им.
Хорошая новость заключается в том, что нам не обязательно проходить через то, через что проходит наш персонаж. Но, как и актёру, нам нужно найти какой-то эмоциональный крючок, к которому мы могли бы как-то подключиться. Нам нужно найти ситуацию из своей жизни, где мы чувствовали и переживали что-то похожее, из которой мы можем написать сцену достоверно.
Итак, всё начинается с потребности провести "поиск эмоций" внутри себя, признавая, что глубокий уровень правды и взаимосвязи с персонажем является краеугольным камнем того, чтобы сделать то, что мы пишем, интересным и увлекательным.
Во-вторых, мы должны узнать наших персонажей, как правило, гораздо глубже, чем это обычно делают сценаристы. Мы должны выйти за рамки обычных фактов, которые нам нужны, чтобы написать то, что будет на странице сценария. Нам нужно копнуть гораздо больше, узнавая предысторию, то, что происходит за кадром и между сценами, и, самое главное, что происходит в сознании и эмоциях нашего персонажа. Нам нужна ясность, чтобы разъяснить это аудитории.
Когда я пишу сцену, я использую, как говорит Роберт Макки в своей книге "История на миллион долларов", верхушку айсберга знаний и понимания о персонаже, которые накопил за всё время. Самая важная часть - это то, что герои чувствуют и чувствовали, как это их мотивировало, и к чему привело.
Часто заметки, которые я делаю по поводу написания сцены другим авторам, связаны с тем, что я на самом деле не верю или не понимаю, что мотивирует персонажа — остаётся смутным, что он чувствует в этот момент и почему он делает или говорит то, что он делает или говорит.
Часто я задаюсь вопросом, как они добрались до того, где они находятся в этой сцене — какая была динамика между ними и другими персонажами и ситуациями, которые лежат в основе того, что происходит сейчас, но которые не являются частью сценария. Так что я спрашиваю об этом сценариста.
Самый распространённый ответ: "Я не знаю" или "Я не думал об этом".
Я могу их понять. Как автор, я часто оказывался в такой ситуации. Но я полагаю, что нам действительно нужно знать. Даже если этого не будет в сценарии, это подкрепляет то, что мы видим в тексте. И если мы поймём реальность и эмоции персонажей за пределами слов на странице, - то, что они делают и говорят, будет звучать более правдиво и убедительно. И у читателей не возникнет вопросов о мотивации и эмоциональной достоверности.
Нам нужно продумать гораздо больше, чем то, что мы пишем на странице. По сути, мы создаём целый мир, когда пишем сценарий. Каждый персонаж - наше творение, и мы вдыхаем в них жизнь. Эмоциональную жизнь.
Даже если это адаптация реальной истории, она всё равно нуждается в нашем авторском осмыслении и способности проникнуть внутрь персонажей, а затем писать всю правду, чтобы герой по-настоящему ожил.
Некоторые сценаристы говорят о том, что нужно позволить своим персонажам поговорить с ними и спросить - куда они хотят пойти. Я думаю, что это хороший способ узнать героя.
Особенно подходящий для главного героя истории (и в какой-то степени для всех важных персонажей), но нам нужно не только спросить, но и почувствовать, что можем смотреть на мир с их точки зрения и знать, как смотреть на каждую ситуацию, как если бы мы были ими. Когда мы можем это сделать, то, что персонажи сами пишут свою историю.
Хорошая новость: это действительно может быть весело и полезно, и привести к большей достоверности, и более лёгкому процессу написания сцен, а также к более эффективным результатам.
Это просто требует большей предварительной работы и более глубокого погружения в персонажей, чем мы, нетерпеливые авторы, часто уделяем проекту.
Сделать такой подход приоритетом - это верно потраченное время, и будет иметь значение в том, насколько ваши сценарии звучат достоверно и эмоционально воздействуют на читателей (и зрителей). Что, конечно, станет тем, что мы все захотим увидеть на экране.
by Erik Bork
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.