Есть два типа людей: те, у кого дома есть телевизор, и они его смотрят – и остальные. Российское ТВ за последние годы так бурно "развивалось", что даже анекдоты о нем перестали быть смешными, его "лица" регулярно ударяют в грязь, а многие зрители ностальгически тоскуют по чернухе и желтухе, за которые когда-то сами же ругали НТВ. Но настоящий "золотой век" отечественного телевидения пришелся на лихие девяностые, когда голубой экран чудом не краснел от смелости и креатива. Сейчас за такое банят в соцсетях, а тогда внаглую показывали пионерам и пенсионерам. Помните эти передачи? Давайте проверим.
Период вседозволенности, сменивший перестройку, отражался в телевизоре как в зеркале. Законы вроде тех, что сейчас вынуждают "замазывать" лица и пугающие детали, еще не даже не помышлялись. Мерилом качества были рейтинги, и их рост давал авторам карт-бланш. В отсутствие сдерживающих факторов эта свобода "творчества" выплескивалась на экраны потоками крови и других жидкостей. Одним из пионеров этого дивного нового телемира стал "Дорожный патруль".
Эта передача даже вошла в анналы как первая в стране криминальная сводка за день. Более того, считается, что ни один другой проект так и не смог переплюнуть ее по уровню визуальной жестокости, бессмысленной и беспощадной.
Как ни парадоксально, своим появлением она обязана романтическому увлечению одного из корифеев отечественного ТВ – Кирилла Легата. Он сидел в телевизоре уже 15 лет и когда-то участвовал в создании таких известных передач, как "В мире животных" и "Клуб кинопутешественников". Но в девяностые, когда Центральное телевидение сбросили с корабля современности, ветер перемен начал поднимать юбки и сносить крыши – и "Дорожный патруль", как его ни называй, обречен был явиться на свет из темных глубин души советского человека.
Страстью Легата были автомобили. Он мечтал запустить собственный телепроект о дорогах, скорости, реве двигателя и прочей романтике. Нашлись единомышленники – Дмитрий Корявов и Леонид Орлов – такие же профи, которым было тесно в застенках советского "ящика". Эта троица породила независимую телекомпанию "Аладдин", которая, в свою очередь, разжилась старой, но еще крепкой патрульной машиной. С нее-то все и началось.
Легат и его партнеры, которые вышли из лона советской массовой культуры с ее чтением между строк и опытом игры с Системой, без проблем пропихнули на экран свое еще не рожденное детище. В проекте это была построенная на документальных съемках передача, которая послужит для россиян шоковой терапией и отобьет желание давить на газ, курить в постели и ввязываться в сомнительные аферы. Ее с профессиональной серьезностью преподнесли руководству как информационно-познавательную и даже воспитательную, направленную на борьбу с преступностью и снижение аварийности на дорогах.
Сначала – с момента своего возникновения в 1995 году – "Дорожный патруль" работал на молодом и прогрессивном ТВ-6, а потом на официозном РТР (будущей "России"). Съемочная группа ездила по местам разных происшествий, делая про самые зрелищные из них короткие репортажи. "Скучные" преступления редакцию не интересовали – в отличие от ДТП и убийств, из которых выбирались смертельные случаи, максимально страшные, с грудами искореженного металла вместо машин, лужами крови и крупными планами мелких частей, тем или иным способом отделившихся тела жертвы. За кадром голос – то мужской, то женский – читал протоколы и указывал зрителям на самые жуткие детали, цитировал статистику и диктовал номера телефонов горячих линий.
Критики разносили "Дорожный патруль" в пух и прах, обвиняя его создателей в "излишнем смаковании" отвратительных подробностей под видом "урока на будущее". Но проект довольно долго пользовался популярностью и имел высокие рейтинги. Хотя снимали его в Москве и на московском материале, в других регионах он тоже заходил на "ура", поскольку, как отмечали авторы идеи, криминальная хроника и дорожная обстановка по всей стране тогда была примерно одинаковая. На волне популярности создатели передачи создали одноименный журнал, а телеверсия планомерно расширялась, обрастала дополнительными аналитическими и тематическими выпусками, структурно усложнялась и бесконечно шлифовала свой "фирменный" стиль.
Но потом отцы-основатели "Дорожного патруля" перестали быть командой. Возник конфликт, и идейный вдохновитель проекта Легат ушел на другой телеканал вместе с Корявовым, а их компаньон Орлов остался наедине с командой и журналом, который висел на балансе мертвым грузом, давно принося одни убытки. Потом покинувшие проект учредители лишили его названия, на которое имели права. И передача, которая раньше пробивала потолок рейтингов, упала ниже плинтуса.
В 2002 году "Дорожный патруль", практически не изменившись с момента своего создания, перекочевал с закрывшегося ТВ-6 на РТР, где его запихали в утренний блок и перестали отдельно упоминать в программе передач, а потом несколько раз перекидывали из одного временного слота в другой, пытаясь поймать давно разбежавшуюся аудиторию. В последние годы своего существования проект сузился до ДТП, потому что остальные рубрики забрала себе команда "Вести. Дежурная часть". Итог наметился давно: в 2008 году "самая жестокая" передача отечественного телевидения бесславно почила под покровом ночи, куда был сослан единственный ее оставшийся выпуск.