Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

1935. Седьмая церемония Оскар. Кодекс Хейса, фильм для Сталина и "Оскаровская Пятёрка".

Оглавление

Кто не читал статью про шестую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно.

1934 год.
События в мире:

· В Португалии началась всеобщая забастовка, переросшая в вооружённое восстание. Вскоре была подавлена армией.
· В Париже прошла 150-тысячная антифашистская демонстрация.
· На плебисците в Германии 90 % избирателей одобрили совмещение Адольфом Гитлером постов рейхсканцлера и рейхспрезидента. Пост рейхспрезидента упразднён, Гитлер провозглашён «фюрером и рейхсканцлером Германии». В стране окончательно устанавливается режим диктатуры НСДАП.

События в Америке:

· В Чикаго в результате спецоперации ФБР был убит знаменитый гангстер эпохи "Великой Депрессии" Джон Диллинджер.
· Грабители банков Бонни и Клайд попадают в засаду. Полиция убивает их на месте в округе Бьенвиль, штат Луизиана.
· В полную силу вступает цензурный кодекс "Управления Хейса для кинофильмов".

Седьмая церемония Оскар впервые прошла по привычному для нас уже регламенту и закрепила эту практику до наших дней: могли быть выдвинуты фильмы, выпустившиеся в 1934 году, а сама церемония прошла 27 февраля в 1935.

Впервые в качестве ведущего был приглашён не представитель кинопрофессии, а комик-писатель и юморист — Ирвин Кобб.

Президентом Академии был избран Фрэнк Ллойд.

Ширли Темпл и Клодетт Колберт.
Ширли Темпл и Клодетт Колберт.

Изменения в номинациях: ...

Добавлены новые номинации!

  • Лучший монтаж — академики не могли так долго игнорировать этот цех, благодаря которому, кино является искусством. Можно сказать, они одни из первых, кто это заметил и точно первые, кто это стал поощрять. Не даром появится букмекерская теория, что если номинанты на Лучший фильм не будут хотя бы просто номинированы на Лучший монтаж, то вероятность получить главную статуэтку ничтожна мала. Что подтверждает эту теорию в сильном процентном соотношении. Количество таких победителей без номинации на Лучший фильм, можно сосчитать по пальцам двух рук. В процессе отбора среди номинантов, учитывается не только использование материала в фильме, но также то, что не вошло в окончательную прокатную версию. Таким образом, академики смотрят на то, насколько грамотно монтажер распоряжался отснятым материалом.
  • Лучшая музыка — ещё в эпоху немого кино это было бы уместно, ведь звуковая партитура это 50% успеха картины в плане захвата внимания, зрелищности и атмосферы. Доказано, что зрителю лучше и легче воспринимать плохую картинку и хороший звук, нежели наоборот. Музыка, ставшая неотъемлемой частью кинематографа с популяризацией такого жанра, как мюзикл, была неизбежно замечена академиками.
    Статуэтка вручалась не композитору, а главному продюсеру музыкальной студии. Важно, что музыка в первые годы номинации необязательно должна была быть
    оригинальной. Более важен был её контекст, адаптация и, конечно, профессионализм исполнения, потому что довольно частой практикой будет упоминание дирижёра рядом с именем композитора в начальных титрах.
  • "Лучшая песня" — "Без песни не начнётся следующий день", как однажды спел Рой Гамильтон. Песня это то, что спасало американцев в годы "Великой депрессии" и появление этой номинации, пожалуй, лучшее проявление уважения к жителям США. Первоначальное требование состояло только в том, чтобы номинированная песня появилась в кинофильме в течение предыдущего года. То есть, песня не обязательно должна была быть оригинальной.
Плакат сделанный с издёвкой и уколом в сторону Кодекса Хейса, где можно увидеть все нарушения каждого его пункта.
Плакат сделанный с издёвкой и уколом в сторону Кодекса Хейса, где можно увидеть все нарушения каждого его пункта.

Особенности и рекорды этой церемонии: ...

Помимо того, что Оскаровский регламент нормализовался, впервые был вручён молодёжный почётный Оскар шестилетней Ширли Темпл, за её профессионализм и обаяние. Только в 1934 году она снялась в десяти фильмах. Она стала самой молодой лауреаткой в истории.

Фильмы этой церемонии стали первыми, вышедшими в год официального признания Голливудом Кодекса Хейса. Персонально у каждого фильма были своего рода снисхождения со стороны новых догматов, но лишь потому что их производство уже было запущено.

Впервые в истории Оскара объявление номинантов сопровождалось протестами. Суть раздражения заключалась в том, что в номинации Лучшая женская роль, отсутствовали имена Бетт Дэвис и Мирны Лой. Статьи в газетах, телеграммы и телефонные звонки — всё обрушилось на Академию, достигнув такого накала, что привычные правила голосования были временно отменены. Впервые в Академии решили испытать практику, когда её члены могут вписать нового кандидата после первого голосования, когда уже объявили номинантов, и если наберётся достаточно голосов "за", то этот кандидат может на равных бороться за премию с другими номинантами.

Фильмы, которые точно стоит посмотреть.

1. Дом Ротшильдов.

Номинация на Лучший фильм года без победы.

Помимо актуальной повестки и открытого осуждения в сторону антисемитизма, царившего в Третьем Рейхе, фильм многих поразил своей цветной концовкой. Финальная сцена бала была сделана в цвете и сыграла хорошую роль для рекламы фильма и фурора в кинозале. Этот ход работал и как художественный приём. После ужаса войны и нищеты, показанных в фильме в виде черно-белого мрака, наступает разноцветный салют из кадров, которые не раскрашивали вручную, как это делал ещё Жорж Мельес. Можно было увидеть настоящий цветной бал с красочными платьями, золотыми люстрами и здоровым цветом кожи на лицах людей, будто в противовес серым физиономиям, измученных "Великой Депрессией" и взирающих на экраны из темных кинозалов. Правда длились эти кадры недолго. Всего три с половиной минуты в самом финале, но даже этих мгновений было достаточно, чтобы поразить публику.

И хотя коммерческий акцент был сделан на появлении цвета, главное достояние этого фильма: высказывание против антисемитизма. Когда Ротшильд понимает почему с ним не идут на сделку и просит сказать причину отказа, ему не говорят и тогда он сам произносит то, что у всех дельцов на уме.

"Это потому что я еврей."

И следующий монолог как будто направлен не своим обидчикам, а в сторону всего Третьего Рейха.

"Вы можете бить и бить ещё. Еврей падёт. Сотни будут угнетены, но раса — будет жить".

И это самые сильные слова, какие есть в этом фильме и одни из лучших, произнесённых в Голливуде, особенно учитывая то, что происходило и произойдёт в ближайшее время, а раса всё равно будет жить.

В главной роли лауреат третьей церемонии — Джордж Арлисс, сыгравший сразу двух Ротшильдов: отца и сына. Именно по его инициативе Дэррил Ф. Занук решил взяться, как продюсер, за эту историю. Примечательно то, что они оба неевреи, но прекрасно понимали какое наступает время —нетерпимости. Помимо него стоит отметить Бориса Карлоффа, который в своей фильмографии может похвастаться только лишь выдающейся работой во франшизе "Франкенштейн". Здесь же антагониста он сыграл бесподобно и, можно сказать, даже на одном уровне с Арлиссом. Тогда как для сравнения, фильм Джона Форда "Потерянный Патруль" (номинанта этого года на Лучшую музыку) с его участием, максимально показывает его беспомощность, как актёра, если вдруг у него заберут все внешние вспомогательные приёмы в виде грима, характерности и костюмов.

2. В дело вступает флот.

Номинация на Лучший фильм без победы.

Ещё одна картина с номинацией на Лучший фильм года, без других номинаций. Оскар за Лучший фильм получает именно продюсер и поэтому во множестве фильмов раннего Голливуда работа продюсера рассматривалась отдельно, как если бы академики отдельно рассматривали монтажера или оператора, а не весь предполагаемый Лучший фильм целиком.

"В дело вступает флот" фильм из серии сомнительных патриотических картин, где уволенный работяга, которого играет Джеймс Кэгни, записывается добровольцем на флот, только чтобы насадить человеку, из-за которого его и уволили. Только вот вышло так, что этот человек старший по званию и он должен выполнять все приказы вышестоящего начальника... Тогда герой Джеймса Кэгни решает приударить за его сестрой и после этого начинается самое интересное.

Примечательно для истории то, что корабль, на котором велись съёмки, был уничтожен на Перл-Харборе.

"В дело вступает флот" занял седьмое место в списке самых кассовых фильмов года.

3. Манхэттенская Мелодрама.

Одна номинация и победа за Лучший оригинальный сюжет.

Гангстерский фильм, получивший свой заслуженный ажиотаж на волне всё той же "Великой депрессии". Только в отличии от, скажем, картин "Лицо со Шрамом" или "Враг Общества", правосудие здесь показано досконально точно и непредвзято. Не божий суд в виде шальной пули или несчастного случая карает преступника, а реальный суд в виде резких слов адвоката, который является лучшим другом этого самого преступника, но при этом действует по закону. Закон и принципы выходят на первый план, а не дружба и личные амбиции.
В первую очередь фильм держится на замечательном дуэте Кларка Гейбла и Уилльяма Пауэлла, чья история строится на том, что два лучших друга находятся по разные стороны баррикад: один на стороне закона, а второй в числе самых опасных гангстеров Америки. К несчастью для обоих, они влюблены в одну девушку... По иронии жизни Пауэлл и Гейбл были женаты на Кэрол Ломбард. Здесь же девушку в этом любовном треугольнике играет Мирна Лой и это первый из 14 фильмов, где играют она и Уилльям Пауэлл вместе.

Сразу же после показа именно этого фильма, ФБР пристрелили гангстера Джона Диллинджера. Мирна Лой была среди тех, кто высказалась против того, что студия использовала это кровавое событие, как рекламный ход для фильма.
Тем не менее, жизнь срежиссировала в истории классный контрапункт. После просмотра фильма, в котором ведётся честный суд над таким же, пускай менее кровавым, но всё-таки гангстером, ФБР в реальной жизни убивает преступника на глазах мирных жителей среди толпы в центре города без суда и следствия.

4. Барреты с Уимпл-Стрит.

Две номинации: Лучший фильм, Лучшая женская роль. Без победы.

Надо сказать, что это первая церемония, в которой участвуют фильмы, выпущенные в год полного влияния Кодекса Хейса. Бытует мнение, что фильмы от наличия цензуры сверху, становятся только лучше. Может быть, но всё это крайне индивидуально. Что точно не становится лучше, так это качество сценария, а любой сценарий — это скелет для будущего фильма.

Пьеса, основанная на реальных событиях, подверглась изменениям вокруг персонажей. Отец, которого бесподобно играет Чарльз Лоутен, держит подальше от высшего света своих дочерей и это оправдывается чрезмерной строгостью, когда на деле они подвергаются сексуальному насилию. Для сценария же все явные намёки на инцест были удалены, разумеется. Однако Чарльз Лоутон, сыгравший Эдварда, заверил продюсера, сказав фразу в духе Олега Табакова:

"Они могут подвергнуть цензуре сценарий, но они не смогут подвергнуть цензуре блеск в моих глазах..."

И, да, продюсером вновь выступил Ирвинг Тальберг, а в главной роли сыграла вновь его жена — Норма Ширер. И уже тут можно было бы начать злословить, но критики того времени в своих рецензиях ничего нелицеприятного не сказали об этом. "Потрясающая", "трогательная" и "воодушевляющая" — так писали про игру Нормы Ширер, отмечая также замечательный её дуэт с Фредериком Марчем, не забыв и про тот самый "блеск в глазах" британца Лоутена.

Единственной претензией была затянутость и "разговорчивость". На протяжении всего фильма, практически ничего не происходит. И хотя финал с лихвой окупает эту многословность, они по большей части просто говорят, вероятно, поэтому фильм и не снискал любовь академиков и тем самым не заставил их проголосовать в его пользу в категории Лучший фильм года.

5. Бремя страстей человеческих.

Режиссёр: Джеймс Кромвелл. 1934. США.
Режиссёр: Джеймс Кромвелл. 1934. США.

Номинация на Лучшую женскую роль. Без победы.

По новым правилам Академии, можно было вписать дополнительного кандидата в шорт-лист номинантов уже после предварительного голосования, когда объявлены все номинанты. Бетт Дэвис стала первой такой сомнительной счастливицей.

С одной стороны, это честь и удивительная возможность, так как из-за шумихи в прессе касательно промаха Академии, последняя решила исправить ситуацию и дать актрисе шанс на соискание премии, а это говорит только о её бесспорном таланте .

С другой, это повлекло за собой некий скандал, который усилился на следующей церемонии, когда Бэтт Дэвис была снова номинирована и это расценивали, как извинение со стороны Академии за нынешний промах.

И Академия тут в патовой ситуации, потому что если бы она наградила статуэткой выбранную академиками вне очереди Бэтт Дэвис, то это обнулило бы все шансы других соискательниц. То есть, любая выбранная после окончательного голосования кандидатура, может внедриться к номинанткам и априори будет ясно, что к этой внедрённой соискательнице будет особое отношение при любом раскладе, на любых уровнях: будь то у зрителей, академиков или прессы. А с другой стороны, не выделить её, значит признать свой промах, мол, академики опозорились, что не заметили явный актёрский прорыв года, коим и являлась Бэтт Дэвис.

Сейчас может удивить, почему от такой шикарной роли отказывались Кэтрин Хёпбэрн и Айрин Данн, но столь отрицательный персонаж мог попортить репутацию и сменить русло карьеры в другое направление, в котором твоё амплуа остановится на больных сифилисом проститутках и орущих стерв, тогда как годом ранее ты играла роковых красавиц в фильмах, собирающих приличную кассу. По большей части все эти роли сомнительной репутации девиц будут либо эпизодическими, либо второстепенными, потому что такое амплуа в главной роли встречалось крайне редко.

В любом случае, опасения были напрасны по всем фронтам. Бэтт Дэвис заняла третье место в бюллетенях после Нормы Ширер и Клодетт Кольберт в главной роли, а сам фильм сделал её звездой небывалого масштаба и она, как и Хёпбэрн, за очень короткий промежуток времени получила всеобщую славу.

6. Весёлая Разведённая.

4 номинации: Лучший фильм, Лучший звук, Лучший художник-постановщик, Лучшая музыка.
Одна победа за Лучшую Песню.

Для 30-х годов того времени, было модно и коммерчески правильно находить и использовать звёздные пары противоположного пола в одном фильме. Мирна Лой и Уилльям Пауэлл, Джанет МакДональд и Морис Шевалье, Уоллес Бири и Мари Дресслер редко, но метко создавали сверхкассовую партию. В истории Голливуда на одну такую звёздную пару стало больше. Этот фильм был вторым после "Полета в Рио", из десяти с Фредом Астером и Джинджер Роджерс и первым, где они играют в главных ролях, а сюжет полностью посвящён им.

Даже здесь Кодекс Хейса настоял на том, чтобы название "Весёлый развод" был переименован на "Весёлая разведённая", на том основании, что, хотя развод, конечно, может быть весёлым, было бы неправильно показывать в массовом фильме его именно таким, поэтому акцент в названии был сосредоточен на легкомысленной девушке после развода, а не на таком "крайне серьёзном" явлении, как развод.

Замечательный мюзикл, где от танцевальных номеров не оторвать глаз. Апогеем триумфа этого фильма является именно песня "The Continental", которая начинается очень скромно, а вскоре разрастается в огромный фееричный концерт, растянутый почти на 17 минут, где блистает один из лучших танцующих дуэтов в мире. Сама песня также потрясающая. Всё в этом фильме направлено на то, чтобы заставить тебя хотя бы на время забыть про то, что есть расизм, антисемитизм, убийства, нищета, депрессия и прочие будни, окутавшие 30-е годы...

Фильм закрыл первую десятку в ТОПе самых кассовых фильмов года.

7. Да здравствует, Вилья!

3 номинации: Лучший Фильм, Лучший адаптированный сценарий, Лучший звук.
Одна победа за Лучшего ассистента режиссёра.

Кровавый мексиканский вестерн, сценарий к которому писал лауреат своего дела — Бен Хект. Помощником в написании сценария был Говард Хоукс, ассистентами и со-режиссёрами были, Уэллман и Джон Уотерс — он статуэтку и получил. На фильм возлагали большие надежды и относились к его созданию очень трепетно, стараясь созвать как можно больше мастеров кровавого жанра, но при этом угодить Кодексу Хейса. Было некое снисхождение со стороны цензуры, потому что работа над фильмом начинает отсчёт с 1932 года. Фильм был дороже других ещё потому, что он снимался на натуре да ещё и в Мексике.

Перед премьерой фильма мексиканская пресса назвала его "унизительным для Мексики" и настаивала на том, чтобы остановить его производство в стране. Во многом фильм построен на стереотипах вокруг мексиканцев, и герой — революционер Вилья — показан не с лучшей стороны. Сложно благопристойно показать человека с кровью на руках, а помимо этого в фильме он недалёкого ума, не умеет читать и груб. Очевидно какой конец его ждёт в эпоху цензуры, когда злодей должен быть побеждён или не показан, как герой и положительный персонаж. Оскаровский лауреат Уоллес Бири, пускай и весьма колоритно сыграл Вилью, мексиканцем не был от слова совсем, что тоже сыграло свою роль на репутации фильма в Мексике. Тем не менее в Америке фильм обрёл успех, который был бы значительно умеренней, если бы главную роль играл мексиканец.

Уоллес Бири часто говорил про себя, что не считает себя актёром.

"Я не понимаю из-за чего весь шум вокруг меня. Я просто выхожу на площадку и играю сам себя"

И это, конечно, ничто иное, как скромность. Безусловно, есть ощущение, что персонаж из фильма "Мин и Билл" попал в тюрьму фильма "Казённый Дом". Есть конкретное амплуа тех или иных артистов, которое часто любил эксплуатировать Голливуд, боясь экспериментов, но было бы ошибкой или преуменьшением таланта, сказать, что персонажи Бири из фильмов "Чемпион", "Гранд-Отель" и "Вива Вилья!" это "я в предлагаемых обстоятельствах".

Фильм стал первым обладателем Оскара за Лучшего ассистента режиссёра и это станет привычной практикой этой категории, когда фильмы, где есть множество животных, массовка, спецэффекты и всё в большем количестве, неизбежно будут получать статуэтку, потому что за всё это будет отвечать ассистент режиссёра.

"Вива Вилья!" был показан вне конкурса на первом Московском Кинофестивале в 1935 году.

8. Тонкий Человек.

4 номинации без победы: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая мужская роль, Лучший адаптированный сценарий.

Когда ещё чистый детектив мог бы быть номинирован на Лучший фильм года? Акира Куросава называл "Тонкого Человека" одним из своих любимых фильмов.

Замечательный фильм (породивший одноимённую детективную франшизу), который полностью себя раскрывает с появлением на экране Уилльяма Пауэлла и Мирны Лой в одном кадре. Их диалоги и взаимоотношения прописаны и сыграны идеально! Возможно, реплики супружеской пары были написаны потрясающе, потому что сценарий создавали настоящие муж и жена.

Возвращаясь к актёрам, это один из лучших дуэтов 30-х годов. В этом фильме даже фраза "доброе утро", брошенное друг другу, имела за собой какой-то подтекст и заставляла рокотом смеха прокатываться по залу кинотеатра.

Магия и харизма этого дуэта принесли Пауэллу заслуженную номинацию на Оскар, но оставила без внимания академиков Мирну Лой. За неё также охотно голосовали уже после официального объявления номинанток, но кандидатуру Бэтт Дэвис выбрало большее количество людей. Уилльям Пауэлл Говорил о свое коллеге:

"Когда мы снимали сцену вместе, мы забывали о технике, ракурсах съёмки и микрофонах. Мы не играли. Мы были просто двумя людьми в совершенной гармонии. Мирна обладает счастливой способностью слушать, пока партнёр говорит свои реплики. Она умеет уступать и брать от актёрской игры всё самое лучшее".

Дуэт Уилльяма Пауэлла и Мирны Лой в кинематографе, это как Астер и Роджерс только в сфере разговорного кино. Их умение говорить свои реплики также органичны и точны, как чечётка Астера, их обаяние во время пауз между разговорами равно захватывающему обаянию улыбки в танце Джинджер Роджерс.

Этот фильм закрепил тандем двух блистательных актёров и лишний раз подтвердил их комедийный талант.

9. Эскимос.

Одна номинация и победа за Лучший монтаж.

Натурные съёмки, частично непрофессиональные актёры и просто армия из 42 операторов, которым приходилось в лютый мороз снимать эскимосов на их родной земле и записывать их язык, который не улавливал микрофон из-за особенностей их речи.

Возможно, фильм проседает в начале, когда показывает многие охотничьи и культурные обычаи коренных жителей Аляски, где и проводились съёмки, но именно с сюжетного момента, когда главный герой убивает белого человека, отомстив за изнасилование своей жены, картина становится неотразимой, если, конечно, в современном мире есть место произведениям, где почти в самом начале и на протяжении всей киноленты все животные в кадре, погибающие от охоты, умирают по-настоящему... Даже нападение волка в фильме было реальным. Актёр выманил хищника и хотя у него был с собой пистолет на всякий случай, он им не воспользовался и одолел волка, доиграв кадр до конца.

Также в современном мире раскритиковано то, как фильм изображает эскимосов: наивных, простых, местами глупых и мифических "благородных дикарей", а не как настоящих и живых людей. Режиссёр Ван Дайк хотел сделать всё, чтобы этот фильм был своего рода "Танцующим с Волками" того времени, то есть, показывал жизнь этнического народа вне общеизвестных стереотипов. Он намеревался изобразить в картине разрушительное влияние белой культуры на исконных эскимосов, как он это сделал в фильме "Белые тени в Южных морях". Причём это разрушение он хотел показать через акт насилия со стороны белого человека, то есть, показать дикарём его, а не эскимоса, который мстит не потому что он живёт первобытными инстинктами, но по причине того, что ему свойственна жажда справедливости.
Также Ван Дайк хотел, чтобы коренные жители Аляски в фильме говорили на своем родном языке. Однако продюсер Ирвинг Тальберг беспокоился, что картина будет казаться старомодной для публики из-за интертитров, которые, помимо прочего, будут проседать динамику. Однако из-за проблем со звуком, некоторые сцены и правда пришлось разбавлять интертитрами.

Фильм создавался 17 месяцев и хотя всего на несколько сотен тысяч окупил бюджет и следовательно провалился в прокате, всё же многими считался гениальным творением.

10. Имитация Жизни.

3 номинации без победы: Лучший фильм, Лучший звук, Лучший ассистент режиссёра.

Кодекс Хейса дал согласие на сценарий фильма и лишь немногие консерваторы были против элементов смешения рас в плане происхождения девочки, у которой мама чернокожая афроамериканка.

Это кровосмешение "не только нарушает Кодекс Хейса, но и очень опасно как с точки зрения промышленности, так и с точки зрения государственной политики". По своим темам это крайне непопулярный фильм для того времени и вообще для XX века.
Во-первых, фильм представляет двух одиноких женщин, одна из которых чернокожая, как успешных предпринимателей в бизнесе, которым, как правило, традиционно заправляют мужчины.
Во-вторых, девочка родившаяся с белой кожей и негритянской кровью от матери. Эта тема никогда раньше не поднималась в истории кино. Таким образом, картина внесла пускай небольшой, но неотъемлемый вклад в расширение тематик кинематографа и гуманной терпимости в расовом вопросе.

Остросоциальный фильм, который подчёркивает свою остроту бессобытийностью. То есть, фильм говорит о том, что есть расизм и видимый лоск капитализма, но не тыкает тебе это в нос. Фильм просто говорит о том, что эта благополучная жизнь, лишь "имитация", в которой реальные проблемы общества никуда не исчезли. Расизм есть, но никто, даже его жертвы, не знают, что с этим делать и как дальше быть. Даже чернокожая героиня говорит на причину расизма:

"Это не её вина и не моя. Я не знаю чья. Да и есть ли тут вообще виноватые."

Чернокожая женщина может стать успешной, но по иронии судьбы она всё равно живёт в подвале, пока её белая коллега по бизнесу поднимается по ступеням в свои покои. Также и в жизни: можно ли сопоставить равные по значимости карьеры Клодетт Кольберт и чернокожую Луизу Биверс? Едва ли. Благополучие также не освобождает белую девочку от мысли, что она дочь чернокожей мамы, но хочет идентифицировать себя, как женщина белой расы. В реальности же, в некоторых штатах, кровосмешение равнялось преступлению.
Также эту параллель нетерпимости можно провести и в реальной жизни: негритянка Луиза Биверс, сыгравшая мать белой девочки мало того, что сыграла в привычном для чернокожих актрис амплуа "мамочки", ныне характеризующееся, как позорная страница в истории американского кино наравне с blackface, так она даже не была номинирована на Оскар за Лучшую актрису, хотя критики отмечали этот промах Академии также, как они указывали на отсутствие номинаций у Бэтт Дэвис и Мирны Лой. Эта критика — капля в море расизма, но при этом само наличие этого фильма в главной категории, безусловная заслуга Академии, тогда как в реальности 30-х годов, чернокожего мужчину могут линчевать за прикосновение к белой женщине, а массовый фильм со всей смелостью говорит о кровосмешении без отрицательной оценки этому факту. Более того, в год, когда основывается Национальный совет негритянских женщин, а в Нюрнберге принимается новый расовый закон, этот фильм стал бальзамом на сердце каждой чернокожей девушки.

Очень сильный фильм, в котором, как может показаться, ничего не происходит, хотя судьбы людей рушатся одна за другой.

11. Клеопатра.

4 номинации: Лучший фильм, Лучший монтаж, Лучший звук, Лучший ассистент режиссёра.
Одна победа за Лучшую операторскую работу.

1 июля 1934 года Кодекс начал жестко применять и расширять своё влияние. Фильмы, именно снятые, а не выпущенные до этой даты, обычно относят к категории "pre-code". Потому что, например, фильм мог запустить согласованное производство месяцем ранее и тогда к нему Офис Хейса проявлял снисхождение или поблажки, потому что деньги на пре-производство уже были потрачены.
Благо кодекс Хейса ещё не добрался до этой картины, потому что снимать фильм о Клеопатре без страсти было бы невозможно. Этот пеплум через каменный занавес открывает скрытую в тенях полностью обнажённую девушку, которая держит в руках чаши и на фоне этого восточного образа под эпичную музыку появляются начальные титры и название фильма — "
Клеопатра". Именно в этом образе заложена вся прелесть картины. Одним только началом, не имеющим отношения к сюжету, но напрямую связанное со страстью в этой истории, режиссёр показывает зрителю то, какой фильм он сейчас увидит. Подобную фантасмагорию, он помещает уже в сюжет, когда Клеопатра соблазняет Марка Антония и мы видим самую роскошную сцену фильма, где показана вся мощь египетской царицы и вместе с этим лоск "Золотого Голливуда".

Как и в фильме до этого, здесь главную роль играет Клодетт Кольберт, небожительница с французскими корнями. Несмотря на скептическое отношение к своему откровенному костюму, который к удивлению пропустила цензура, про этот фильм она говорила:

"Фильмы Демилля были особенными: каким-то образом, когда он собирал всё вместе, появлялся особый вид очарования и искренности"

Костюмы, декорации, музыка, актёры — всё было по-голливудски шикарно и богато, за исключением, пожалуй, диалогов, над которыми издевались все издания того времени. Так или иначе, это самый кассовый фильм 1934 года, где запечатлена просто безупречная операторская работа. Один из лучших пеплумов своего времени, объединяющий по сути две пьесы Шекспира "Юлий Цезарь" и "Антоний и Клеопатра".

Было решено показать самый дорогостоящий фильм 1934 года на первом Московском Кинофестивале, прошедшем годом позже, чтобы продемонстрировать ошеломительный масштаб и техническое превосходство Голливуда. Фильм, однако, на фестивале ничего не получил.

12. Это случилось однажды ночью.

5 побед: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший актёр, Лучшая актриса и Лучший адаптированный сценарий.

Итак, первый фильм получивший главную пятёрку Оскаров. Картина также была номинантом на Кубок Муссолини на Венецианском кинофестивале.

В год официального признания силы и влияния Кодекса Хейса, создаётся фильм, где главная героиня не размалёвана, как роковая женщина, не носит роскошных одежд, хотя по сюжету избалованная дочь миллионера и может позволить себе любой образ, она наоборот крайне скромна и даже закрыта одеждой так, что ни видно хотя бы оголённых плечика или ножки. Фильм, где над алчностью и газетной грязью торжествуют правильные ценности и чистота помыслов. Фильм, где мужчина и женщина спят в раздельных кроватях, а между ними висит простынь, чтобы всё было пристойно и никто не подглядывал, потому что согласно Кодексу, они могут спать в одной постели, только если женаты. Именно поэтому выстреливает финал картины, когда эта занавеска наконец сдёргивается после бракосочетания. В год, когда мультяшная Бетти Буп до Кодекса славилась своей неприкрытой сексуальностью, как внешне, так и внутренне, после Хейса стала чуть ли не благодетельницей, за четыре месяца до принудительной цензуры, выходит фильм "Это случилось однажды ночью", который законам этой цензуры точно следует по всем параметрам. И можно ли себя представить лучшую форму для этого, нежели комедия?

Съемки начались в напряженной атмосфере, поскольку Гейбл и Колберт, до которых рассматривалось целая тьма суперзвёзд, были недовольны качеством сценария. Капра был солидарен с их недовольством и ни один раз менял сценарий, но Колберт продолжала демонстрировать своё недовольство на съемочной площадке и после этого. Она даже отказывалась задирать юбку, чтобы соблазнить проезжающего водителя подвезти ее, жалуясь, что это неприлично для леди, хотя именно эта сцена является одной из самых известных в мире кино и сейчас имеет статус штампа или народного анекдота. Увидев девушку, которую привели в качестве ее двойника, чтобы снять крупный план её ног, возмущенная Кольберт сказала режиссёру:

"А ну уберите её отсюда. Это не моя нога!"

И тут же согласилась сняться в этой сцене. Фрэнк Капра утверждал, что у Колберт "было много маленьких истерик, мотивированных её антипатией ко мне", поскольку их предыдущий фильм 1927 года был полным провалом, хотя режиссёр неоднократно повторял, что "она была великолепна в этой роли". После феноменального успеха, к которому можно добавить эпитеты "гениальный" и "лучший", забавно вспоминать моменты из истории, когда эти прилагательные были прямо противоположные ещё до выхода фильма в прокат. После окончания съёмок Кольберт пожаловалась своей подруге:

"Я только что закончила сниматься в худшей картине в мире."

Тогда как на деле, мир кинематографа увидел светлый и прекрасный классический ромком в своём первозданном виде. Начиная от ныне классической завязки сюжета (они абсолютно разные, но вот "однажды" влюбились в друг друга), заканчивая остановкой проезжающей машины оголённой ножкой — всё это классика, которая ныне является неотъемлемой частью романтической комедии и кино в целом. Именно этот фильм покорил людей из провинции больше, чем, скажем, "Клеопатра" или мюзикл "Полёт в Рио". Они увидели в фильме Фрэнка Капры не античных чужеземцев или поющих в экзотических местах звёзд кино, а себя лично в лице простых пассажиров автобуса. Фильм Фрэнка Капры носит статус бессмертной классики и относится к категории гениальных шедевров Кинематографа на равне с "Броненосцем Потёмкиным" Эйзенштейна или, скажем, "Метрополисом" Фрица Ланга.
Фрэнк Капра, который в прошлом году ушёл ни с чем с фильмом "
Леди на один день", теперь получил сразу два Оскара, как режиссёр и как продюсер.

И, конечно, ожидаемые актёрские Оскары тогда казались просто невозможными. Кларк Гейбл уже давно себя зарекомендовал отменным актёром, но это была его первая комедийная роль, после которой Луис Б. Майер рекламировал его, как "Король Голливуда". Клодетт Кольберт также была поражена победами — своей и фильма. На церемония она не присутствовала, так как считала, что выиграет Бэтт Дэвис, из-за которой было поднято столько шума. После объявления победительницы Клодетт Кольберт привезли на банкетный вечер, чтобы вручить ей статуэтку. С другой стороны, очевидно, что столь нежную и при этом разноплановую красавицу просто не могли оставить не замеченной, потому что она снялась в четырёх фильмах за один год и в трёх фильмах из двенадцати, номинированных на Лучший фильм года, она играет главную женскую роль и все эти три фильма с её участием были номинированы на Лучшую картину года.
Когда выиграла кинолента "
Это случилось однажды ночью", став первой картиной, взявшей Оскаровскую пятёрку, поверить в это не могли даже академики. "До этого не выигрывали комедии, это было неожиданно" — справедливо отмечала Кольберт. Но именно качественная комедия, поднимающая здравые ценности, была необходима для "великой депрессии" и правильно выбрана в качестве кандидата на Лучший фильм года, когда Кодекс Хейса полностью занялся Голливудом и стал транслировать те людские, семейные и божьи законы в кинематографе, чтобы пропагандировать их и в жизни.

Простая, казалось бы, комедия с не менее простым сюжетом, которую считают одним из лучших фильмов в истории кино, заняла третье место в ТОПе самых кассовых фильмов года и приносила прокатную прибыль Коламбии вплоть до 1980 года.

Итоги: ...

Под грифом "секретно" Сталину доставили бобину одного фильма, который он сначала смотреть не хотел из-за названия (La Cucaracha/Таракан), но вождю обещали сенсацию. И он её получил. Это был первый короткометражный цветной фильм, который также получил Оскар за Лучшую комедийную короткометражку. После этого фильма началась неофициальная "битва за цвет" по всему земному шару, которая, впрочем, быстро закончилась в пользу той же Америки. До сих пор появляются фильмы, не дошедшие до нашего времени. Печальней и удивительней всего то, что это номинанты на Оскар в категории Лучший фильм года. Речь идёт об утраченном фильме "Белый Парад". Мультиноминант "Одна ночь любви", взявший Оскары за Лучший звук и музыку, есть только на английском не в самом хорошем качестве, поскольку реставрацией этого фильма не занимались. Уолт Дисней опять взял статуэтку за Лучший анимационный короткометражный фильм "Черепаха и Заяц", а Эрнст Любич вновь снял классический мюзикл со своими постоянными актёрами и даже умудрился взять Оскар в категории Лучший художник-постановщик за фильм "Весёлая Вдова".

* * *

Видео монтаж победителей и некоторых номинантов этого года.

Фильмы в ролике: 00:00 "Это случилось однажды ночью"
00:23 "Клеопатра".
00:31 "Город из воска". (Хорос и Стэйси Вудард) - Лучший короткометражный новаторский фильм.
00:38 "Потерянный Патруль". (Джон Форд) - Номинация на Лучшую музыку.
00:39 "Любит, не любит". (Эллиот Наджет) - Номинация на Лучшую песню.
00:46 "В дело вступает флот". (Ллойд Бэкон) - Номинация на Лучший фильм года.
00:48 "Тайный агент №13". (Ричард Болеславский) - Номинация на Лучшую операторскую работу.
00:49 "Манхэттенская Мелодрама".
00:52 "Имитация Жизни".
00:56 "Дом Ротшильдов".
00:59 "Эскимос".
01:13 "Тонкий Человек".
01:19 "Да здравствует, Вилья!"
01:27 "Бремя страстей человеческих".
01:39 "Барреты с Уимпол-Стрит" (Сидни Франклин) - Номинации: Лучший фильм, Лучшая женская роль.
01:50 "Весёлая Разведённая".
02:13 "Полёт в Рио" (Тортон Фриланд) - Номинация на лучшую песню.
02:35 "Весёлая Вдова".
02:50 "Черепаха и Заяц".
02:53 "La Cucaracha".
02:57 "Вставай и пой!" (Гамильтон МакФадден) - Почётный молодёжный Оскар Ширли Темпл.
____________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

Какие фильмы из этой церемонии видели Вы? Какие Вам нравятся? Какие достойны статуэтки, а какие фильмы незаслуженно обошли стороной? Пишите в комментариях и согласно Кодексу Хейса оставляйте лайки!

Добра и здоровья! Подписывайтесь!