Кто не читал статью про седьмую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно.
1935 год.
События в мире:
· Адольф Гитлер принимает «Закон о создании вооружённых сил» и начинает перевооружения Третьего Рейха, нарушая Версальский договор 1919 года.
· В СССР проводится первый Международный Московский Кинофестиваль в противовес Венецианскому.
· В Польше принята новая конституция.
· Чакская война: армия Парагвая одержала под Ингави решающую победу над армией Боливии.
События в Америке:
· Принят «Национальный акт о трудовых отношениях».
· Президент США Франклин Рузвельт подписал Закон о социальном обеспечении.
· Мэри Маклеод Бетьюн основывает Национальный совет негритянских женщин.
· В рамках политики "невмешательства" в условиях растущей напряженности в Европе, принят первый из Законов о нейтралитете 1930-х годов.
8-я церемония вручения премии "Оскар" состоялась 5 марта 1936 года. И наконец статуэтки, носившие гордое наименование "премия американской академии кинематографических искусств и наук" обрела (уже официально) ёмкое название "Оскар".
В качестве ведущего был выбран прошлогодний лауреат Оскара — Фрэнк Капра, он же был избран президентом Академии.
Изменения в номинациях: ...
Добавлена новая номинация!
- Лучший хореограф — при таком изобилии мюзиклов, эта номинация была неизбежна, хотя просуществовала она и недолго. Оценивались мастерство исполнения и работа с танцорами, оригинальность, художественное воплощение и органичная интеграция танца в повествование и структуру фильма.
Только на этой церемонии могли быть выдвинуты хореографы: за один танцевальный номер в фильме, за несколько номеров в разных фильмах или за один фильм и несколько номеров в нём.
Особенности и рекорды этой церемонии: ...
Это был первый год, когда золотые статуэтки официально назывались "Оскарами".
Это была последняя церемония, в которой можно было внести кандидата в список уже после первого голосования и выбора главных номинантов.
Почётный Оскар был вручён Дэвиду Уорку Гриффиту с гравировкой:
"За выдающиеся творческие достижения в качестве режиссёра и продюсера, а также за бесценную инициативу и неизменный вклад в развитие искусства кинематографа".
Фильмы, которые точно стоит посмотреть.
1. Рагглз из Ред-Гепа.
Номинация на Лучший фильм года без победы.
Продолжается практика номинировать фильмы на звание Лучший фильм года без других номинаций, но "Рагглз из Ред-Гепа" вполне заслуженно мог бы взять статуэтку.
Искромётная комедия, как по гэгам, так и по остроумным диалогам. Чарльз Лоутен играет здесь британского слугу-дворецкого, которого хозяин проигрывает в карты американцу. Лакей попадает в США и демократия Дикого Запада в корне меняет его сущность.
Самая гениальная сцена здесь та, в которой комедия вдруг уступает серьёзной и важной теме, когда ковбой спрашивает у всех в салуне, что именно сказал Авраам Линкольн в Геттисберге, но все только отшучиваются. И тогда приезжий британец сквозь шум тихо начинает:
"Восемь десятков и 7 лет назад наши отцы основали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе..."
Гениальная она как раз потому, что чужестранец-иммигрант испытывает больше трепета к Америке, чем её граждане. Став однажды свободным, больше не захочешь выполнять чьи-то приказы. Вечный слуга в нескольких поколениях, наконец вкушает свободу и понимает её ценность, тогда как американцы воспринимают свободу, как должное.
Фильм подчёркивает главную суть этой страны: любой прибывший пешком, на карете, корабле или самолёте в эту страну — становится жителем США. Британец, русский, немец, француз — человек любой национальности и расы приезжает в Америку и становится американцем, а значит, как и любой человек на земле, "зачатой в свободе", может исполнить Американскую Мечту, к которой стремиться британский лакей Рагглз из Ред-Гепа.
2. Бекки Шарп.
Номинация на Лучшую женскую роль без победы.
И пусть фильм студии RKO остался без статуэток, но именно им была выиграна "война за цвет".
Раньше черно-белые фильмы либо частично снимали в цвете, либо в лучших традициях Жоржа Мельеса наносили краску на плёнку в ручную. Но "Бекки Шарп" стал первым фильмом, который полностью был снят в цвете.
Удивительно то, что если появление звука в кино было воспринято опально или несерьёзно, то появление цвета, кажется, ждал каждый человек на планете. Серые будни во время "Великой Депрессии" соответствовали тону черно-белой плёнки. Люди ждали, что кто-то придёт и внесёт в их жизнь те краски, в которых они так нуждались. Появление цвета, как появление смысла жизни, олицетворения реальности и вместе с этим, её улучшение. Мы видим мир цветным, но этот мир не приносит такой радости, какой приносит кинематограф, но до этого момента и кино было черно-белым. Каждым кадром оно как бы напоминало, что мир кино — монохромная иллюзия. Тогда как цвет подарил миру то, что простого зрителя окружает и в жизни, при этом радость этой жизни, которую дарит людям фильмы никуда не исчезла, а наоборот стала лучше и даже красочней, чем в реальности.
На Венецианском кинофестивале фильм взял награду: "Лучший фильм. Цвет". Что само по себе, конечно, замечательно, но в контексте истории выглядит насмешкой со стороны фашистской Италии. Первый цветной фильм получает награду в категории "Лучший цветной фильм". Понятно, что это своего рода почётная награда, но её формулировка от этого не перестаёт выглядеть издевательством.
Сама картина, к сожалению, остаётся просто картиной в прямом смысле этого слова. Один уважаемый критик того времени Грэм Грин написал в статье, что "цвет здесь — это всё", и хотя охарактеризовал его использование в фильме как "триумф", касательно истории, рассказанной в нём, использовал такие слова, как "абсурд" и "глупость", резюмируя, что картина "радует глаз". И это правда достижение того времени. Величайшее. Но сам фильм к этому не имеет никакого отношения, более того, на его месте мог быть любой другой, несмотря на замечательную Мириам Хопкинс, блистающую своей красотой, как никогда прежде. Но это всё равно, что смотреть на эквалайзер, переливающийся по всему цветному градиенту. Через какое-то время может надоесть.
Первая в истории актёрская номинация в цветном фильме.
3. Частные Миры.
Номинация на Лучшую женскую роль без победы.
Социальная драма, где место действия происходит в психиатрической больнице. Помимо этого гнетущего фона, где поднимаются темы и природа душевнобольных, фильм выступает за здоровый феминизм, где осуждается консервативное мнение нового главврача мужского пола, что женщина-врач не сможет поставить диагноз и провести лечение.
И опять в главной роли выступает бесподобная Клодетт Кольберт, которой этот фильм нравился значительно больше, нежели "Это случилось однажды ночью". И опять она здесь выступает в роли сильной независимой женщины, лишённой стереотипов и предвзятого отношения.
Фильм провалился в прокате на сотню тысяч долларов, но был благосклонно отмечен критиками и Академией в виде номинацией на Оскар.
4. Элис Адамс.
Две номинации: Лучший фильм, Лучшая женскую роль. Без победы.
И хотя один из критиков говорил, что "Хёпбэрн в этом фильме играет одну из двух или трёх своих лучших ролей", её популярность в 30-е годы была крайне нестабильна. После двух суперуспешных триумфов, а именно "Маленькие женщины" и оскароносной "Ранней Славы", её репутация пошла на убыль. Именно за счёт фильма "Элис Адамс", она реабилитировала себя и вновь стала любимицей публики.
Одна сцена, где только Элис приходит домой после неудавшегося свидания и приподнимает окно, за которым идёт дождь, чтобы не было слышно в доме её плача — заслуживает номинации.
В дальнейшем, к сожалению, имя Кэтрин Хёпбэрн будет ассоциироваться у продюсеров с "кассовым ядом". Почти каждый последующий фильм до конца 30-х годов с её участием будет терять прибыль. И если сейчас она может, если уж не диктовать условия, то хотя бы настаивать на том, чтобы тот или иной режиссёр был в соответствующем кресле, а этот или другой актёр её партнёром, то уже через два года ей будет не из чего выбирать достойный сценарий. Но пока, "Элис Адамс" одна из лучших ролей великой актрисы, хотя по типажу и манере исполнения она будет напоминать предыдущие и последующие роли, которые будут отравлены "кассовым ядом" и, скорее всего, именно по причине однотипных ролей.
5. Опасная.
Победа за Лучшую женскую роль.
И хотя Бэтт Дэвис получила премию Оскар за эту роль, она и весь мир всегда считали, что это был утешительный приз за то, что она не была официально номинирована за фильм "Бремя страстей человеческих" в прошлом году. До сих пор это считается одной из главных ошибок актёрского Оскара в истории Академии. Но так ли ужасна и несправедлива победа Бэтт Дэвис?
И да, и нет.
Во-первых, если бы триумф прошлого года отсутствовал и не было бы шума вокруг промаха Академии, то "ошибка" или, как её называли, "извинение" в этом году воспринималось бы как обычная победа над другими кандидатками.
Во-вторых, и Кольберт, и Хёпбэрн в прошлом получали награды за актёрскую игру, и поскольку до сих пор никто не получал двух актёрских наград, тем более подряд (в случае победы Кольберт) не было ничего необычного в том, что победила Дэвис.
Третье, и самое важное: фильм получился слабым, чего не скажешь об игре Бэтт Дэвис. Да, роли похожи, темперамент выпячивается тогда, когда следовало бы играть сдержанней, но ни одна из других номинанток, как утверждали все критики того времени, "не соответствовали её актерскому мастерству". Даже участие в первом цветном фильме, не помогло Мириам Хопкинс набрать нужное количество голосов. Талант Бэтт Дэвис защищал каждый журналист, ссылаясь на то, что любой её огрех — это вина режиссёра, сценария, истории, но точно не самой актрисы.
Сама Бэтт Дэвис всегда утверждала, что именно Кэтрин Хёпбэрн заслужила награду намного больше, и по случайности или закономерности по количеству голосов, она получила второе место.
6. Невеста Франкенштейна.
Номинация на Лучший звук.
Особняком в этой церемонии под рокот молний стоит сиквел "Франкенштейна".
Возможно, это один из первых сиквелов, являющихся потенциальной коммерческой франшизой и первый самый удачный во всех отношениях. Все правила для успешного продолжения соблюдены: жанр фильма ужасов, выбраны те же актёры, тот же режиссёр, добавлены новые интересные персонажи, а история не старается повторить успех приквела, а наоборот преподносит нечто новое, а именно женского персонажа, ставшего не менее узнаваемым и каноничным, чем чудовище Франкенштейна — его Невеста.
Её седые стрелки, как вольтова дуга на причёске, бешенный взгляд с широко раскрытыми глазами, шрамы — весь образ имел успех и невероятную популярность, хотя она появлялась в самом конце фильма.
С момента выхода репутация всей франшизы возросла, а теперь его часто считают одним из величайших сиквелов когда-либо созданных в истории наравне с "Крёстным отцом II" или "Властелином Колец: Две Крепости"; многие поклонники и критики считают его улучшением оригинала, а именно этого и должен добиваться сиквел. И тем обиднее, что даже в единственной незначительной технической номинации, статуэтка была отдана мюзиклу "Капризная Мариетта", которая, помимо этого, была номинирована на Лучший фильм года без победы.
"Невесту Франкенштейна" довольно часто провозглашали шедевром Уэйла в разный период истории и тем обиднее, что его произведение не получило статуэтку или любую другую солидную номинацию..
7. Крестовые Походы.
Номинация на Лучшего оператора. Без победы.
Сесил Демилль был своего рода Ридли Скоттом того времени. Пеплумы и средневековые эпосы с небывалым размахом, массовкой, масштабными декорациями, правдоподобными костюмами и пафосной музыкой — всё это на фоне сражений, сшитых любовной линией, пускай невозможной в историческом контексте, но поистине привлекательной для истории.
Режиссёр, тем не менее, допустил то, о чём он не подозревал. Он стал зачинщиком стереотипов, которые станут основой для любого средневекового фильма. Ведь очевидно на чьей стороне стоит история, изложенная Демиллем. Это можно понять, достаточно просто взглянув на то, как изображаются сарацины и крестоносцы. Там, где люди в сияющих доспехах, которые кричат "с нами Бог", с крестами на шлемах и латах выглядят храбрецами, мусульмане кажутся женоподобными, из-за платьев: в битвах они и вовсе носят шлемы с рогами на голове, будто они само зло, которые могут позволить лишнее с женщинами, стреляют гонцам в спину и убивают священников. При таком успехе массового фильма, занявшего 7 место в ТОПе самых кассовых фильмов года, неизбежно ожидать появление подобных стереотипов в каждом последующем фильме о средневековье.
Однако глупо отрицать тот факт, что Саладин показан в фильме адекватнее Ричарда. Это мудрый и уж точно не жестокий правитель, жаждущий крови. Он дарует жизнь возлюбленной Ричарда, а к нему самому отправляет отряд, чтобы он спас его от его же христиан.
Может быть, Демилль сделал то, что не было замечено сразу. Внешне, может, сарацины и выглядят жутко или в некоторых сценах несерьёзно, но внутренне их намерения благородны. А, может, именно это и было замечено некоторыми критиками, тем самым, подорвав репутацию фильма, что явного антагониста нет и не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд, тогда как зрителю важно знать "за кого болеть" и видеть в черном черное, а белое в белом, особенно на фоне "Великой Депрессии".
Фильм был номинирован на Кубок Муссолини на Венецианском Кинофестивале, но как и другие проиграл картине "Анна Каренина" с Гретой Гарбо.
8. Дэвид Копперфилд.
Лучший фильм, Лучший монтаж, Лучший ассистент режиссёра. Без победы.
Первая звуковая экранизация романа Диккенса и несмотря на свой хронометраж превышающий два часа, он занял пятое место в ТОПе самых кассовых фильмов года.
"Барри Линдон" своего времени.
Картина считается эталонной в плане правильного каста. То есть, премия Гильдии киноактёров если бы и отдала предпочтение какой-то картине, то это был бы "Дэвид Копперфилд".
Каждый актёр на своём месте, хотя звёзд первой величины, таких как Чарльз Лоутен, Кларк Гейбл, Джоан Кроуфорд или Пол Муни здесь не увидишь. Состав ещё хорош тем, что он равномерен и равнозначен в своих талантах, экранном времени и значимости. Даже если в кадре появляется Лайонел Бэрримор, он не перетягивает одеяло на себя, а просто следует истории. Пожалуй, можно выделить только роль Роланда Янга и сцену, где его персонаж по-особенному пожимает руку юному Копперфильду и последний на уровне подсознания понимает, что в этом рукопожатие кроется само зло, но не только на уровне бесчестия. Опасный для Кодекса Хейса тон педофилии просквозил в этом действии и особенно четко повеял в воздухе, когда это отыграл юный актёр, лицо которого перекорёжило, от одного прикосновения. Режиссёр делает акцент на послевкусии этого рукопожатия осознанно и тем удивительней, что мятые простыни, намекающие на сексуальный акт, решили цензурировать и вовсе убрать, а возможный намёк на педофелию — оставить.
Фильм был также номинирован на Кубок Муссолини.
9. Отверженные. (Les Misérables)
4 номинации: Лучший фильм, Лучший оператор, Лучший монтаж, Лучший ассистент режиссёра. Без победы.
Это был последний фильм для Twentieth Century Pictures, прежде чем она объединилась с Fox Film Corporation в 20th Century Fox.
Экранизация романа Виктора Гюго. Различие между фильмом и одноимённым романом ощутимы. Да и фильм более легковесен в угоду небольшого хронометража, но актёрские работы просто выдающиеся! Состязания Фредерика Марча и вновь Чарльза Лоутена поражают своим мастерством, а финал фильма, хотя он и в корне отличается от первоисточника, просто бесподобен. Кажется, именно так следовало закончить эту историю и никак иначе.
Актёрская игра выходит на такой уровень, что можно смело говорить, мол, на этот фильм можно идти только ради актёров. Более того, картина и является одной из лучшей в церемонии, также благодаря двум оскароносным актёрам. Линия, сыгранная Лоутеном, перенесена на экран лучше, чем персонаж описан в книге. Сравнивать бессмысленно и глупо, но если разбирать две истории, то помимо глубины чувств данной британским мастером, многим эта роль будет ближе, а Фредерик Марч хотя и не играет на этот раз биполярность, абсолютно чётко определяет границы до и после принятия новой жизни так, что его не узнать. Одна из лучших его ролей после "Доктора Джекилла и Мистера Хайда".
10. Черная Ярость.
Номинация на Лучшую мужскую роль, но без победы.
Очень сильный фильм и в первую очередь чисто из-за актёрской работы Муни, который был вписан уже после официального голосования и умудрился по подсчётам голосов заработать второе место. Казалось бы, режиссёр фильма "Касабланка" должен проявить себя, как сильный автор, но это будет позже, а пока тут блистает Пол Муни в роли простого шахтёра. Особенно это проглядывается в сцене, где он узнаёт из письма, что его невеста уехала с другим. Тревога и злость усиливается недоверием, ведь он не умеет читать и узнаёт это из уст маленькой девочки, читающей письмо. Сквозь грубый русский акцент он вопрошает:"Что я сделал ей? Разве я был не добр к ней?"
Фильм ощущается острее, когда знаешь, что он основан на реальных событиях.
Инцидент имел место во время забастовки в Пенсильвании в 1929 году, когда Джон Барковски, бастующий шахтёр, был избит до смерти полицией. Шум вокруг этого события, которое пыталась унять полиция, отразился в газетах, на одноимённой пьесе и фильме. Слухи о полицейской жестокости не так часто доходили до прессы, если это не касалось гангстеров, которых частенько убивали без суда и следствия, но мирный житель это совсем другое дело... Даже цензура не могла связать руки правде, которая вырвалась наружу в нескольких забастовках и массовых произведениях искусства.
Когда справедливость уходит, остаётся только угольная, черная ярость, в которой можно разглядеть красный оттенок коммунистических лозунгов. И пока для США это будет нормально, что американец с русскими корнями, ещё может быть главным героем, говорить в американском фильме про ошибки капитализма, устраивать забастовки и даже революцию в шахте, а также, разумеется, требовать справедливости в профсоюзе, то уже после Второй Мировой это станет невозможным.
11. Темный Ангел.
Две номинации: Лучшая женская роль, Лучший звук.
Одна победа: Лучший художник-постановщик.
Сентиментальная военная мелодрама. Критики, понимая, что это всё-таки правда, несколько иронично говорили, что если зритель не начнёт плакать до окончания фильма, то с ним точно что-то не так. Хотя и не отрицают того, что у создателей этого произведения если и был какой-то девиз, то он звучал бы примерно так:
"Да, мы делаем намеренно слезоточивый фильм, но нам это нравится".
Фильм дёргает за все нужные и уже известные нам манипулирующие ниточки около наших слёзных желёз. Но именно по той причине, что все эти мелодраматические ходы нам уже известны, можно и не заплакать. Хотя фильм очень трогательный и тёплый и даже удивительно, что он не был номинирован на Лучший фильм года, а учитывая талант актрисы Мерл Оберон, удивительно, что это её первая и единственная номинация на Оскар. Фредерик Марч, стабильно великолепен и кажется удивительным сюжетным ходом сцена, где его персонаж говорит возлюбленной закрыть глаза и не открывать их, пока он не покинет комнату, чтобы уйти на войну, а в следующий раз, когда они встретятся, он будет уже слепым и сам более никогда её не увидит. Это гениальная мелодраматическая история, где оба персонажа вольно и невольно запомнили друг друга такими, какими они были до войны, потому что после неё, никто из них уже не будет прежним.
И от такого не очень явного, но безусловно гениального сюжетного хода, сложно не заплакать, особенно для поколения, которое ещё помнит Первую Мировую Войну.
12. Золотоискательницы 1935 года.
Номинация: Лучший хореограф.
Победа в категории Лучшая песня.
И вот в своём триумфе продолжают соревноваться две франшизы, которые сюжетно никак не связаны между собой: "Золотоискательницы" и "Бродвейская Мелодия". Почти каждый год они выходят и соревнуются, чтобы узнать, какой мюзикл всё-таки лучший.
В этом году "Мелодия" однозначно выигрывает по сюжету, игре, наполненности, но несмотря на скудное повествование "Золотоискательниц 1935 года", последний фильм может похвастаться своими заглавной песней и музыкальным номером, ведь они просто по-голливудски бесподобны и являются самой сильной частью этого мюзикла, которую нужно посмотреть обязательно.
Режиссёром выступил Басби Беркли, который до этого был хореографом чужих фильмов. Здесь, кажется, он попытался в танцах прыгнуть выше своей головы и ему это удалось почти во всех номерах. Каждый номер был масштабен и мастерски отточен лучше прежних его работ. Во время одной песни использовались 56 белых роялей, которые перемещались по сцене танцорами, находившихся под каждым пианино. Они были одеты в черное, чтобы создавался эффект, что инструменты двигаются сами собой, но апогеем фильма является сцена, где исполняется песня-победитель. Это короткометражный фильм внутри полного метра. Беркли называл эту сцену лучшей, что он когда-либо делал и, кажется, что он прав. Можно даже с уверенностью сказать, что эта сцена стоит всей "Бродвейской Мелодии 1936 года". Более того, сама песня была настолько популярна, что её пускали в двух других фильмах и одном мультфильме этого же года, но визитной карточкой она стала для "Золотоискательниц".
13. Бродвейская мелодия 1936 года.
3 номинации: Лучший фильм, Лучший оригинальный сценарий, Лучший хореограф.
Победа: Лучший хореограф.
Очень крепкий и качественный мюзикл, который не ограничивается одними лишь музыкальными номерами. Как раз наоборот! Самое сильное в этом фильме — он сам, а не отдельные его компоненты. Вероятно, поэтому он был номинантом на Лучший фильм года и стал первым, получившим Оскар за Лучшую постановку танца. Вместе с этим, его можно назвать первым сиквелом в истории, номинируемым на Лучший фильм года. Приквелом была "Бродвейская мелодия 1929 года", ставшая лауреатом, но справедливости ради, стоит также отметить, что никакого отношения в плане сюжета, прямого продолжения или персонажей эта "Мелодия" не имеет.
Очевидно, что "Бродвейская мелодия 1929" или "1936" годов выиграть на восьмой церемонии в главной номинации просто не могли и суть тут скорее не в том, что они хуже других номинантов, а скорее в конкуренции. На заре звукового кино к 1929 году, мюзиклы были почти что штучные, а те, что уже существовали, были робкими первыми шагами, даже по меркам начала 30-х, тогда как ближе к середине этого десятилетия в один из каких-нибудь годов, могло выпускаться раз в неделю иногда до трёхсот фильмов. Лютая конкуренция не могла играть на руку этим фильмам в Оскаровской гонке, тогда как запрос на мюзиклы был колоссальным, тем не менее, редкое количество фильмов этого жанра могли предложить нечто большее, чтобы быть номинированным не только в номинациях на Лучшие музыку, песню или танец, но ещё и Лучшие фильм, режиссура, сценарий и актёры. "Бродвейская Мелодия 1936 года" этого почти достигла.
14. Она.
Номинация на Лучшего хореографа без победы.
Фильм уникален тем, что это приключенческая мелодрама с элементами фэнтэзи, получившая номинацию на Лучшую постановку-танца!
Можно понять, когда мюзикл номинируется на подобную награду, но "Она" это чисто приключенческий фильм, который изначально планировалось выпустить в цвете, но из-за нехватки бюджета, продюсеры передумали в последнюю минуту и, возможно, это решение принесло убыток RKO Pictures, потому что цветное переиздание вернуло деньги с лихвой.
Предполагалось, что фильм "Она" последует примеру предыдущего продюсерского успеха Купера "Кинг-Конг", но, увы, сложно назвать успехом тот фильм, который продюсер называл в последствии худшим из когда либо им снятых. И хотя это слишком резкое мнение, которое возможно, лишь по прошествию времени, "Она" имеет тот шарм, за который зацепились создатели приключенческих фильмов с элементами фэнтэзи, решившие переосмыслить этот жанр.
Кажется, что это один из тех фильмов, которым вдохновлялись Джордж Лукас и Стивен Спилберг, когда придумывали франшизу "Индиану Джонса". Именно фильм серии "Она" являлись основополагающими для жанра приключенческих фильмов.
Смотреть следует именно цветную версию.
15. Жизнь Бенгальского Улана.
6 номинаций: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий, Лучшая работа художника-постановщика, Лучший звук, Лучший монтаж.
Одна победа: Лучший ассистент режиссёра.
"В фильме изображена горстка британцев, держащих весь континент в рабстве. Именно так и должна себя вести высшая раса."
Так сказал Адольф Гитлер. Он смотрел этот фильм три раза подряд и в последствии, сделал его обязательным для С.С. просмотром. Это был один из немногих НЕгерманских фильмов, которые Третий Рейх считал "художественной ценностью". Что нельзя сказать про фашистскую Италию, где Муссолини запретил этот фильм, а также ряд других американских фильмов на британскую тематику, в том числе "Лондонский Ллойд" и "Атака лёгкой кавалерии" (также номинантов на Оскар в следующем году), на том основании, что они были "пропагандой". Голливуд на это иронично пожимал плечами, так как считал эти картины аполитичным высказыванием, ради развлекательного эскапизма и не более того. В конце концов, если бы это было "пропагандой", не было бы лучше американским студиям показать американских солдат, браво сражающихся при любых условиях с превосходящими по численности врагами?
Что касается самого фильма, то это больше приключенческое кино, нежели военная драма, хотя перестрелок и экшен-сцен подобного рода тут хоть отбавляй. Фильм имел большой кассовый успех и положил начало циклу имперских приключенческих историй, где обязательным условием было наличие: главного мускулинного героя, экзотической локации и экшена голливудского размаха.
Многие американские критики отмечали, что фильм настолько патетичен, что даже сами британцы бы не сняли о себе такую историю, какую сняли американцы об их солдатах. И правда, фильм считали одним из лучших в своём жанре, а Гэри Купер в нём лишний раз закрепил свой успех, показав, ещё со времён "Марокко", что может играть сурового парня в форме в той или иной экзотической стране. Можно сказать, этот фильм был вольным переосмыслением "Трёх мушкетёров", но на этот раз основанный на реальных событиях.
Фильм, как это вообще будет принято в Голливуде до скончания веков, открыл жилу, на которой кайлом будет работать каждая студия. Когда появился суперуспешный фильм ужасов, каждая студия захотела сделать своего "Франкенштейна" или "Дракулу", что уж говорить про своего "Певца Джаза" или "Микки Мауса". Вот и "Жизнь Бенгальского Улана" в каком-то смысле попал в этот список, на котором печатью стоит знак доллара.
16. Сон в летнюю ночь.
Две номинации: Лучший фильм, Лучшая работа ассистента режиссёра.
Две победы: Лучшая операторская работа, Лучший монтаж.
Эта картина входит в разряд произведений, которые можно называть подарком небес.
Удивительной красоты фильм, поставленный во главе с величайшим немецким (театральным в первую очередь) режиссёром — Максом Рейнхардтом. Более удачной пьесы для него просто не существует. Если только "Синяя Птица", возможно...
Единственный фильм в истории Оскара, получивший эти две награды без других побед, но примечательно, что именно из-за скандала вокруг этого фильма, решили отказаться от внесения в бюллетень новых имён уже после основного голосования, потому что академики не успели проверить сколько труда в процентном соотношении было вложено оператором в создании фильма, когда вписали его имя после официального объявления номинантов. Выяснилось, что оператор даже не присутствовал на съёмках и руководил процессом заочно, исходя из раскадровок. Однако именно оператор Хэл Мор решил, что деревья следует обрызгать оранжевой краской, чтобы придать им в реальности жуткое свечение, которое на черно-белой плёнке на самом деле добавило эффекта "сказочной страны" и того самого сонного флёра, в котором пребывают герои пьесы.
Многие актёры в этой картине впервые присвоили себе текст Шекспира и это можно считать преступлением, потому что второстепенная роль Джеймса Кэгни — лучшее, что есть в этом фильме. Его несуразный образ, который был совершенно иным, когда он играл гангстера, создаёт столь потрясающий комичный эффект в этом фильме, что ты смотришь только на него, когда он появляется в кадре, а когда он превращается в осла, ты сопереживаешь ему больше, чем квартету возлюбленных, где как раз меловидный Дик Пауэлл, — звезда "Бродвейской Мелодии", "Золотоискательниц" и прочих успешных мюзиклов, — был явным мискастом, с чем соглашался и сам актёр. Если вначале он был на своём месте, то с момента приворота, он пытался играть другого человека, но при этом зритель видел перед собой всё того же меловидного Дика Пауэлла, а не Лизандра. Стоит ещё отметить молодого Микки Руни, на которого Луис Б. Майер возлагал большие надежды и явно не прогадал. Самый запоминающийся персонаж здесь именно Пэк в его исполнении, хотя те же критики отмечали, что молодой актёр ходит по грани из-за желания казаться милым больше, чем он есть на самом деле, что в некоторых сценах может даже раздражать зрителя, если он изначально не импонирует личности Руни и его персонажу.
Тем не менее, фильм в прокате провалился из-за нудного и растянутого повествования, если говорить проще: болтовни. Тогда как визуальный аттракцион и спецэффекты отмечались на высшем уровне и сейчас смотрятся свежо и даже любопытно. Скорее всего, в эпоху немого кино, этот фильм был бы шедевром и за счёт отсутствия бесконечной болтовни, был бы лаконичнее в своём бессловесном послании, потому что каждая фантасмагория, костюмы, музыка Мендельсона и игра актёров, кажутся безупречными. Крайне бытовое произношение текста сильно выбивалось на фоне столь удивительного снохождения в волшебном лесу. Казалось, что текст Шекспира мешал, но исключительно за счёт того, что с текстом по большей части не работали, потому что немецкоязычный режиссёр не знал английского и работу с актёрам по сути вёл Уилльям Дитерле, тогда как внешней структуре Макс Рейнхардт отдавал все силы.
17. Осведомитель.
Две номинации: Лучший фильм, Лучший монтаж.
Четыре победы: Лучшая мужская роль, Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий, Лучшая музыка.
Очень тяжелая драма, поразившая всех своей темой, которая, казалось в разгар "великой депрессии" только оттолкнёт зрителей. Сложно представить себе, что толпа нищих и голодных людей пачками пойдут на фильм, чтобы посмотреть на такую же нищету на экране.
Джон Форд получил свою первую статуэтку за режиссуру из рекордных четырёх и, что примечательно, ни одна из них не будет за вестерн, мастером которого он являлся.
Здесь же фильм показан настолько мрачным, что даже тени нищих улиц вторят морщинам вечного подшофе здоровяка-ирландца, которого играет Виктор МакЛаглен.
Здесь рассказана история о человеке, продавшего жизнь друга за десять фунтов стерлингов. Это евангелический парафраз, кажется идеально адаптирован для нашего времени, где для каждого века, десятилетия, часа, страны, континента, возраста, национальности и расы, есть свой Иуда, но в отличии от неверного апостола, у него есть шанс раскаяться и обрести спасение. Даже то, что почти каждый фунт он тратит во благо, хотя изначальные помыслы были далеки до этого, делает его личностью, которая однажды фатально ошиблась, но всё-таки осталась человеком. Возможно, именно ошибки, которые мы совершаем делают нас людьми, но именно их осознание и раскаяние, приближает нас к святому образу, которому уподобился здоровяк-ирландец, только что вышедший из бара прямиком в церковь.
Именно на этом фильме продюсеры впервые почуяли запах Оскара. И запах этот напоминал им деньги, потому что после победы в таких солидных категориях, фильм перезапустили в прокат и прибыль от него увеличилась.
На кассовые сборы не повлиял даже скандал вокруг сценариста, который первый в истории премии отказался от статуэтки в качестве протеста со стороны профсоюза. Из-за конфронтации между гильдиями сценаристов и другими отраслями был ряд забастовок, в результате которых, Академия урегулировала потребности каждой из сторон. Через два года конфликт был улажен и сценаристу вручили статуэтку с извинениями.
Это будет первый, но не последний раз, когда Оскар будут использовать в качестве политического заявления.
Фильм был участником Венецианского кинофестиваля и был номинирован на Кубок Муссолини.
18. Цилиндр.
4 номинации: Лучший фильм, Лучшая работа художника, Лучшая песня, Лучшая постановка танца. Без победы.
Фильм-хит, в котором вновь встретился дуэт Астер/Роджерс. Каждое их совместное выступление, это отдельный фильм в фильме, который можно пересматривать даже вне контекста. Проекты этого дуэта, каждый из которых на вес золота, можно выделить чуть лучше или хуже, чуть подробнее или поверхностно, но именно "Цилиндр" чаще других возносят в ранг самых лучших фильмов Астер и Роджерс. Поспорить с этим званием, пожалуй, может только "Время Свинга" и то, уступая по сборам.
Каждый танец и исполнение песни в этом фильме считаются каноничными. Настолько, что Фреда Астера и Джинджер Роджерс можно считать зачинщиками моды, которую они сами устанавливали. Все хотели выглядеть и соответствовать этому дуэту. Что говорить, если после этого фильма спрос на цилиндры и трости возрос моментально!
Но главной жемчужиной этого фильма является именно песня, которую знают все.
Сложно переоценить влияние этой песни на мировую поп-культуры и тем страннее кажется, что она проиграла "Бродвейской Колыбельной". Своё ностальгическое послевкусие по 30-ым годам, которые если судить по фильмам тех лет, были, казалось, самым чистым и лучшим десятилетием в мире, обретёт не скоро, но уже в 40-е после Войны, эта песня станет визитной карточкой своего времени. Связано ли это с той самой ностальгией по светлому и мирному пребыванию, не знавшего ужаса холокоста и взрыва атомной бомбы? Вероятно, что так. Ведь любое даже самое депрессивное время, лучше военного.
В этот год вышел с ними же фильм "Роберта", попавший на восьмое место в ТОПе самых кассовых фильмов года, таким образом, сразу два фильма попали в этот список. "Цилиндр" занял второе место.
19. Одиссея капитана Блада.
5 номинаций без победы: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший адаптированный сценарий, Лучший звук, Лучший саундтрек.
Фильм, вернувший моду на "плащ и шпагу". Морские баталии, фехтование, приключения и любовь — вся эта морская кинокартина, возвращает зрителя к немым фильмам Дугласа Фэрбэнкса старшего, только теперь (помимо наличие звука) возможностей у Голливуда намного больше. Сознательным, хотя не менее опасным, был ход взять на главную роль неизвестного актёра, но "попадание шпагой" было не в бровь, а в глаз. Игра Эррола Флинна сделала его главной голливудской звездой в этот год и он неизбежно стал ассоциироваться с тем же Фэрбенксом, став его естественным преемником и "символом непобедимого человека" во время "Великой депрессии".
Отдельно стоит отметить музыку, как если бы пришлось говорить о партитуре "Пиратов Карибского Моря", без которой фильм был бы не так знаменит и прекрасен. "Капитан Блад" представляет собой волнующую, трепетную и романтическую музыкальную партитуру, в общем такую, какую ждёшь от приключенческого фильма. И хотя австрийский композитор Эрих Вольфганг Корнгольд сначала отказался от написания музыки, посчитав, что история о пиратах выходит за рамки его интересов, но вскоре он изменил своё решение после предварительного просмотра картины. И этот выбор стоил ему номинации на Оскар, которую вписали в бюллетень после официального объявления номинантов. Майкл Кёртис получил второе место среди режиссёров, но уступил первое Джону Форду.
Фильм породил несколько сиквелов и римейков, но этой одиссеи не было бы, если б не Лучший фильм года, открывший сезон на фильмы о морских приключениях...
20. Мятеж на „Баунти“.
7 номинаций: Лучшая мужская роль (3), Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий, Лучший монтаж, Лучший саундтрек.
Победа: Лучший фильм года.
Самый кассовый фильм 1935 года и самый прибыльный для MGM в принципе на момент выхода.
Фильм (единственный в истории премии) имеет номинацию на Лучшую мужскую роль аж для трёх актёров сразу: Кларк Гейбл, Чарльз Лоутен и Франшо Тоун. Также это последний в истории Оскара фильм, имеющий статуэтку за Лучший фильм года без других побед.
"Капитан Блад" был более легковесным на фоне психологически сложного блокбастера, в котором разворачивается конфликт между долгом и справедливостью. Фильм о предательстве и мятеже, основанном на реальных событиях, также имеет богатую историю пути и создания в истории Кинематографа. Об этом написана отдельная статья.
"Мятеж на „Баунти“" это тот редкий пример Оскаровского лауреата в главной номинации, когда он не имеет почти никакого политического высказывания или подоплёки в реальном мире. Так может показаться на первый взгляд. Но не следует забывать о многочисленных забастовках и бунтах, которые неизбежно отразились на картине о мятеже. Этот фильм олицетворял настроение людей, которые видели в нём себя и прекрасно понимали мотивы протестующих, главной целью которых была — жажда справедливости.
Можно считать, что это ещё один блокбастер, возможно, самый лучший на 1935 год, который спасает людей от "Великой депрессии", преподнося зрителю новую обёртку, внутри которой кроется настоящая бесценная жемчужина Кинематографа, но всё-таки главное достоинство этого фильма — он сам.
Неудивительно, что он собрал урожай из актёрских номинаций, где каждый из соискателей звезда мировой величины: будь то прошлогодний оскаровский лауреат Кларк Гейбл; Чарльз Лоутен, который в один год блестяще снялся в трёх фильмах и все три были номинированы на Оскар в главной категории; Франшо Тоун здесь играет второстепенную роль, но в один этот год успел себя трижды зарекомендовать, как разнопланового актёра (два других "Жизнь Бенгальского Улана" и "Опасная", где он играет главную мужскую роль). Каждый из актёров почти равнозначен и, вероятно, поэтому, если не брать во внимание сильную актёрскую игру Виктора МакЛагена, все три актёра проиграли, потому что выбирать из этих троих одного — просто невозможно.
Мастер морских кинобаталий режиссёр Фрэнк Ллойд, показывает своё мастерство именно на уровне диалогов и мизансцен. Самые лучшие сцены те, где экшена нет, а есть лишь разговоры капитанов, среди которых назревает мятеж и каждый об этом догадывается. И всё это не без мелодраматической линии, разумеется... Вместе с этим, критики в унисон и неустанно написывали в статьях, что "размах этого фильма, подобен морю", называя эту картину "самим Голливудом, в лучшем его проявлении". И это чертовски верное определение.
Голливуд к этому времени в очередной раз доказал, что правит бал кинематографа и всё это во многом благодаря продюсерской жилке Ирвинга Тальберга. Как и в "Гранд-Отеле", того же продюсера, тут сложно выделить вклад какого-то одного актёра, режиссёра, сценариста или композитора, но вместе с этим, очевидно, что этот фильм Лучший в году.
Львиная доля популярности заключается в том, что в США не видели австралийскую оригинальную версию 1916 года и, можно сказать, забанили звуковую переснятую 1933-го, чтобы сильнее выстрелил американский блокбастер и собрал баснословную кассу. И это был гениальный продюсерский ход, за который вполне уже можно получить Оскар продюсеру! Таким образом, "Мятеж на „Баунти“" 1935 года, стал первым ремейком, получившим звание Лучшего фильма года.
Но кого это волнует, если фильм и правда Лучше, чем австралийские оригиналы?
Итоги: ...
Пока Уолт Дисней получает очередной Оскар за Лучший анимационный фильм, Дэвиду Уорку Гриффиту вручают почётный Оскар, хотя его слава в 1935 году при жизни и на четверть не соответствует той, когда он снял в 1915 "Рождение Нации". Фильм "Подлец", где Бен Хект получил свой второй Оскар за Лучший оригинальный сюжет, в Интернете на русском языке и в хорошем качестве отсутствует...
* * *
Видео монтаж победителей и некоторых номинантов этого года.
Фильмы в ролике: 00:00 "Бродвейская Мелодия 1936 года".
00:15 "Цилиндр".
00:17 "Одиссея Капитана Блада".
00:19 "Мятеж на „Баунти“".
00:21 "Тёмный ангел"
00:27 "Черная Ярость"
00:37 "Опасная" (Альфред Э. Грин) - Лучшая женская роль.
00:40 "Дэвид Копперфилд" (Джордж Кьюкор) - Номинации: Лучший фильм, Лучшая работа ассистента режиссера, Лучший монтаж.
00:43 "Осведомитель".
00:50 "Жизнь бенгальского улана".
01:15 "Золотоискательницы 1935 года".
01:20 "Джимены" (Уильям Кили) - Номинация на Лучший оригинальный сюжет.
01:26 "Крестовые походы" (Сесил Б. ДеМилль) - Номинация на Лучшую работу оператора.
01:30 "Варварское Побережье" (Говард Хоукс, Уильям Уайлер) - Номинация: Лучшая работа оператора.
01:47 "Отверженные".
01:48 "Роберта" (Уильям А. Сайтер) - Номинация на Лучшую песню.
01:51 "Пускайся в пляс" (Арчи Майо, Майкл Кёртиц, Роберт Флори) - Номинация на Лучшего хореографа.
01:56 "Сон в летнюю ночь".
02:03 "Элис Адамс" (Джордж Стивенс) - Номинации: Лучший фильм, Лучшая женская роль.
02:16 "Капризная Мариетта" (Роберт З. Леонард, В.С. Ван Дайк) - Номинация на Лучший фильм. Победа за Лучший звук.
02:23 "Она".
02:46 "Невеста Франкенштейна" (Джеймс Уэйл) - Номинация на Лучший звук.
02:48 "Бекки Шарп" (Рубен Мамулян, Лоуелл Шерман) - Номинация на Лучшую женскую роль.
02:52 "Рагглз из Ред-Гепа".
03:06 "Нетерпимость" (Дэвид Уорк Гриффит) - Почётны Оскар "За выдающиеся творческие достижения в качестве режиссера и продюсера, а также за бесценную инициативу и неизменный вклад в развитие искусства кинематографа".
_________________________________________________________________________________
А какой фильм из этой церемонии Вам нравится больше всего? Пишите в комментариях и передайте мне конверт с лайками, пожалуйста...
Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!