Кто не читал статью про пятую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно.
1933 год.
События в мире:
· На Кубе расстреляна массовая демонстрация, что вызывает серьёзные волнения граждан. Меньше чем через месяц, диктатор Херардо Мачадо был свергнут.
· В Берлине произошёл пожар в рейхстаге Германии. Эта провокация укрепила нацистские взгляды и усилила влияние нац.партии.
· Рейхсканцлером Германии назначен лидер НСДАП Адольф Гитлер..
События в Америке:
· Открылся первый автокинотеатр — drive-In.
· США и СССР установили дипломатические отношения.
· Безработный плотник пять раз выстрелил в избранного президента Франклина Рузвельта, когда тот читал речь из своего автомобиля. Президент не пострадал.
· Ратифицирована двадцать первая поправка к Конституции США об отмене сухого закона.
Шестая церемония Оскар проходила 16 марта в 1934 году и повлекла за собой первый скандал с объявлением номинантов. Это, конечно, не "Ла-Ла Лэнд", но всё же...
Ведущим был актёр Уилл Роджерс, который сам же и вручал все статуэтки. Когда пришло время объявить лучшего режиссёра, он просто произнёс
"Иди и возьми его, Фрэнк!"
Имея ввиду Фрэнка Ллойда, но за статуэткой поднялся Фрэнк Капра, который был уверен в том, что он победит... Ведущий слегка замешкался, но будучи опытным актёром перевёл это в шутку и по-джентельменски позвал на сцену третьего номинанта за режиссуру, тем самым разрешив эту неловкую ситуацию, которую он сам и создал.
В 1933 году, когда не было проведено церемонии, для выстраивания новой политики для соискания премии, президентом был выбран кинорежиссёр — Джей Теодор Рид. Он же был переизбран в 1934 году.
Изменения в номинациях: ...
Добавлена новая номинация!
- "Лучший ассистент режиссёра" — относилась к разряду технических номинаций. В первый и последний раз в этой категории награждались несколько ассистентов сразу и на этой церемонии не за конкретный фильм, а за их работу в целом. В дальнейших церемониях было привычное награждение: несколько номинантов за конкретный фильм — один победитель.
Особенности и рекорды этой церемонии: ...
На соискание премии выделили промежуток в 17 месяцев! Это самый долгий срок на отбор фильмов и последний в истории премии, охватывающий пару лет. Дальнейшие церемонии будут проходить в привычном порядке: избираются те номинанты, чьи фильмы находятся в кинопрокате календарного года.
Эта церемония значима тем, что по бюллетеням, на которых академики вписывали предпочитаемого лауреата, можно было узнать какое место в первой тройке занял тот или иной кандидат. Эта практика продолжалась до 1936 года.
На этой церемонии, наконец, безымянной статуэтки дали, пока неофициальное, имя — Оскар, — ставшее самым знаменитым в истории кино, но даже не имеющее человеческого обличия. Много всяких слухов связано с тем, как появилось это название, но в этой статье эти легенды будут опущены, так как про это написано везде и у каждого, а верной теории, которую не могут огласить даже американцы, нет ни у кого... Скорее всего, из общепризнанных версий есть верная и при этом ни одна из них не является абсолютной истиной. Известно одно: журналист Сидни Сколски написал впервые это слово в контексте Академии в своей статье:
"... в Академии его по-домашнему называют Оскар..."
И это название, как он позже объяснял, было придумано, потому что он устал, что у этой награды нет имени и решил как-то её наречь. То есть, он якобы и знать не знал, как в Академии называют этого золотого парня. Мол, он придумал это имя с потолка... Правда скорее кроется в том, что название было придумано давно и просто в нужный момент его прошептали газетчику. Мало придумать название, важнее как следует преподнести его. Намного лучше, когда вокруг какого-то явления придумывается слух, а точнее, легенда или сразу несколько, чтобы посеять некую таинственность и ореол значимости, а главное: придумать для "зрителя анекдоты и ловушки, как продолжение экранных грёз, дескать, всё придумано случайно, легко и само собой".
Здесь замечательная статья-анализ о природе возникновения этого имени (авт. antimantikora). Почему "байки" вокруг названия всего лишь "байки", когда на деле всё это придумывалось настоящими профессионалами, бравших название не с потолка, а со времён древней античности.
На этой церемонии не присуждались почётные Оскары.
Фильмы, которые точно стоит посмотреть.
1. Золотоискатели 1933-го.
Одна номинация на Лучший звук, но без победы.
Это безумно смешной, искромётный фильм, олицетворяющий то, как американцы улыбались депрессии вопреки. Они пели о деньгах и роскоши, зная, что вокруг царит горе и нищета, но при этом не теряли и самоиронии. Люди "маршируют под дождём, стоя в очередях", но они делают это в жанре мюзикла, а не социальной драмы.
Весь оптимизм целой нации и гениальность этого фильма заключается в сцене, где поётся знаменитая песня "We're in the money/Мы при деньгах", которую исполняет Джинджер Роджерс в сценической одежде, сотканной из бутафорских монет, а часть слов из песни произносит на "поросячьей латыни". Именно в этом фильме впервые прозвучало слово "депрессия", которого они не бояться по причине того, что могут петь об этом. Именно с этого мюзикла и ему подобных, Голливуд берёт разбег на жанр, который станет эгидой 30-х годов. Тогда как все самые страшные гангстеры в тюрьме или на том свете, а фильмы типа "Лицо со шрамом" даже не собираются номинировать в главных или каких-либо других номинациях.
На первый план с песней и, как правило, оголенными ножками, отбивающими чечётку, выходят девушки и с иронией поют на "поросячьей латыни" о том, что они "при деньгах", но всё-таки именно поют, а не плачут.
Хотя по поводу оголённых ножек тоже не всё так гладко. Каждая такая ножка на экране была не менее опасна, чем томпсон Аль Капоне или Джона Диллинджера в реальной жизни.
В 1934 году полностью формируется и выходит на национальный уровень Кодекс Хейса, а значит все фильмы с этого момента подвергаются цензуре и не соблюдать этот кодекс, конечно, можно без проблем, но вот прокат такой фильм не выйдет. "Золотоискательницам" повезло, что они уже вышли в 1933 году, но обилие откровенных, для того времени, сцен обойти стороной всё равно не получилось. Кодекс был чуть более снисходителен к фильмам, вышедшим до 1934 года, но, тем не менее, разные цензурные версии фильма были отправлены в разные штаты США. То есть, на юг была отправлена одна копия, которая бы подходила местному контингенту, а в Нью-Йорк другая и т.д. Этот маркетинг позволил обойти Кодекс Хейса и снискать любовь у публики, которая помогла поместить этот фильм на третье место самых кассовых фильмов года и принести в будущем ещё несколько сиквелов с другими историями и персонажами, никак не связанных с версией 1933 года.
Мюзикл имеет всего одну номинацию на звук. Над ним работал Натан Левинсон и забавно, что в трёх фильмах из четырёх, он был номинирован в той же категории, но проиграл её второму соискателю премии.
2. 42-я улица.
Две номинации: Лучший фильм, Лучший звук. Без победы.
Ещё один мюзикл, который оказался на восьмом месте по сборам, но критиками был обласкан намного больше. Об этом говорит и номинация на главную премию!
Самое интересное то, что над фильмом работала та же команда, что и в вышеуказанном фильме: Гарри Уоррен писал музыку, а Эль Дубин слова песен; Басби Беркли снова выступил хореографом; даже Мервин ЛеРой начал режиссировать этот фильм, но почти сразу его сменил Ллойд Бэкон, когда ЛеРой "заболел", хотя на самом деле во всю готовил отдельный фильм для Джинджер Роджерс.
Этот фильм был первым для прекрасной девушки с зычным именем Руби Килер (потом уже начались съёмки в "Золотоискательницах"), которая была женой Эла Джолсона — звезды фильма "Певец Джаза". Оставаясь зажигательной смесью для танцев и песен, в её мелькающем во время чечётки лице, всегда можно разглядеть какую-то неуловимую грусть и тоскливую красоту, добавляющую в комедийный образ глубину характера, как персонажа так и её личного.
Что касается самого фильма, то ни в одном до этого не было такого количества голых ног... Связано это именно с той самой депрессией. Сотни девушек нуждались в работе и ценник женских ножек снизился в удачное для фильма время. Им просто нет числа. А образы, которые эти ножки несут, не могут быть ничем другим, как сексуальным символом. Будь то сцена, где под проливным дождём абсолютно голые девушки переодеваются и сохнут, либо сцена, где под туннелем, созданным из таких вот обнажённых ног, проезжает камера и находит двух влюблённых.
Помимо художественной составляющей, этот грандиозный мюзикл может похвастаться тем, что в нём использовалась предварительная фонограмма для музыкальных номеров, то есть актёрам не пришлось петь вживую. Сейчас такая формула используется в каждом первом музыкальном фильме.
За этот трюк свою номинацию также получил всё тот же Натан Левинсон.
3. Ярмарка Штата.
Две номинации: Лучший фильм, Лучший адаптированный сценарий. Без победы.
Фильм полностью соответствует названию. Это сельская ярмарка, где ты наблюдаешь за тем, как простая провинциальная семья участвует в конкурсах. И удивительное дело, ты сопереживаешь и болеешь за то, чтобы именно их свинья выиграла в конкурсе самых толстых хрюшек, чтобы именно их соленья оказались самыми вкусными, а девушка смогла взаимно влюбиться в того, кто ей нравится. Девушку, надо сказать, играет Джанет Гейнор, первая лауреатка Оскара за Лучшую женскую роль. Простые люди, простые проблемы и святая бедность, которая в отличии от реальной жизни не является наказанием или обузой. Это просто данность, с которой можно справиться, путём оптимизма и довольствования малым.
И хотя сюжет и сам фильм крайне безобидны, даже он содержал несколько сцен, которые, по мнению некоторых, надо было исправить по прошествию времени, когда был повторный выход в прокат. Например, сцена, которая была вырезана, показывала смятую постель и неглиже на полу, в то время как персонажи противоположного пола разговаривают за кадром.
По одной только этой сцене видно, как Кодекс Хейса абсурден и основан на мега консервативных взглядах, лишённых художественного киноязыка. Но удивительней этого то, как могли под принудительной опекой Хейса выходить гениальные фильмы. Хотя на данном этапе сложно говорить о влиянии кодекса на американский кинематограф в полную силу, потому что фильмы этой церемонии 1932-33 годов и авторитет Хейса на них не распространяется так рьяно, как хотелось бы последнему.
4. Она плохо с ним обошлась.
Номинация на Лучший фильм года без победы.
Хит, попавший на четвёртое место самых кассовых фильмов 1933 года. Хит, который плевать хотел на кодекс и всё благодаря одной лишь звезде — Мэй Уэст.
И хотя большинство кинодив были бебешечками или роковыми женщинами в опасности, Мэй Уэст была ярой феминисткой до бума на феминизм. Как в жизни так и на экране, её пышные формы всегда окружали бриллианты, меха и полуметровые шляпы на не менее пышной причёске. Хриплый голос, приобретенный, вероятно, в тюрьме, где она отбывала реальный срок, был украшением любой песни, которую она исполняла со всем феминистским магнетизмом.
Учитывая, что фильм идёт всего час, было бы алогичным вандализмом вырезать оттуда непристойные по версии Кодекса сцены. От фильма бы тогда остались только титры. Начальные и финальные. Фразы, ставшие классическими не увидели бы свет.
"Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?"
Она и в жизни могла сказануть что-нибудь эдакое, что выходило за рамки всех приличий.
"Моя левая нога — Рождество, моя правая нога — Пасха, почему бы вам не зайти ко мне между этими праздниками?"
Она была сильной и волевой женщиной не только на экране. "Белокурая Венера" и "Мадам Батерфляй" уже давно открыли талант Кэри Гранта, но Мэй Уэст утверждала, что до неё Грант сделал лишь "несколько проб со старлетками", тогда как, на секундочку, в двух вышеуказанных фильмах снялись Марлен Дитрих и Сильвия Сидни соответственно...
Но помимо скандальности, в ней присутствовала и здравая социальная позиция. Благодаря ей, в фильмах появлялись афроамериканские актрисы по её личной протекции. Позже она взяла за правило сниматься с чернокожими актёрами и актрисами, помогая, тем самым, с рабочими местами и скорейшим предотвращением расовой дискриминации в сфере развлечений.
Сам фильм полностью соответствует характеру актрисы, как почти любой другой с её участием. Но любой другой на Оскар заглянет в следующий раз крайне нескоро и уж точно не в главной номинации...
5. Путешествие в одну сторону.
Победа за Лучший оригинальный сюжет.
Ещё один фильм, который идёт чуть больше часа с учётом титров. И вся прелесть этого фильма в том, что курортный роман внезапно начинается и также скоропостижно заканчивается, оставляя финал открытым.
В остросюжетной мелодраме главную роль сыграл Уилльям Пауэлл, в тандеме с которым чаще любой другой пары в Голливуде обычно играет Мирна Лой, но здесь же с Пауэллом играет в шестой раз Кэй Фрэнсис.
Но что такое шесть фильмов с Кэй Фрэнсис, в сравнении с 14 фильмами с Мирной Лой?
Тем не менее, Уилльям Пауэлл и Мирна Лой всё-таки встретились (пускай и заочно) в номинациях. Фильм с её участием "Боксёр и Леди" также был номинантом в этой же категории! Так что даже здесь они сработались в тандеме; довольно забавное совпадение.
Но до того момента, MGM ещё понадобится время, чтобы свести их вместе на экране и создать ту химию, ради которой зрители ходили в кинотеатры только завидев афишу с ними, прежде чем узнать название фильма.
5. Леди на один день.
4 номинации: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая женская роль, Лучший адаптированный сценарий. Без победы.
Сюжет чисто Капровский, но в эту оскаровскую ночь он не получил ничего. Успех фильма, как многие отмечали, заключался в хорошем сценарии и режиссуре, а феномен Фрэнка Капры на этом и построен — работа со сценарием и актёрами. В первую очередь критики пели дифирамбы именно сценаристу, а талант Фрэнка Капры относили к удаче, которая состояла в том, что именно он сел в режиссёрское кресло и в его руки попал именно этот сценарий. Но "удача" без таланта осталась бы просто удачей. Что говорить, если даже режиссёр не до конца верил в успех проекта и когда продюсер выкупил права, чтобы снять фильм, Капра говорил:
"Ты потратил триста тысяч долларов на картину, в которой героине семьдесят лет..."
И это могло сработать, если бы звезда Мари Дресслер, чья кандидатура была изначально предложена, согласилась на съёмки, но студия её не отпустила. На мужские роли также рассматривались Джеймс Кэгни и Роберт Монтгомери, но студии тоже не смогли предоставить своих актёров. Тем не менее, фильм ждал успех, как у зрителей, так и у критиков.
Сам сюжет напоминает простую и, кажется, шаблонную, но трогательную комедию: бедная торговка яблоками пишет своей дочке, что у неё всё хорошо и она замужем за графом. Дочка по такому счастливому случаю решает приехать навестить свою маму, которой, тем временем, гангстеры помогают стать той самой "леди на один день".
Это был первый фильм от Коламбия, номинированный на Оскар за Лучший фильм года.
6. Я - беглый каторжник.
Три номинации: Лучший фильм, Лучший звук, Лучшая мужская роль.
Вот что получается, когда скрещивают "Побег из Шоушенка" и "Полуночный экспресс". Остросюжетный фильм, который для того, чтобы стать Лучшим, уж слишком мрачный во всём, что он собой олицетворяет. Он заканчивается так, как фильмы того времени не должны заканчиваться, тем более в самый разгар "великой депрессии" и под эгидой Кодекса Хейса.
Это один из первых фильмов в истории Кинематографа, где проявляется сочувствие к заключённым. Не только к главному герою, которому мы и так сопереживаем, но и его сокамерникам, чьи преступления, — а они могут быть самыми ужасными, — нераскрыты зрителю. Впервые американская аудитория начала сомневаться в легитимности правовой системы своей страны. Именно фильм оказал такое влияние, хотя он снят по книге. Про литературный источник продюсеры говорили:
"Из этой книги могла бы получиться картина, если бы у нас не было такой цензуры. Все сильные и яркие моменты в истории наверняка будут устранены нынешним цензурным советом."
Права на книгу, так или иначе, были выкуплены и на режиссёрское кресло Уорнер Бразерс хотели посадить своего лучшего режиссёра — Роя Дель Рута. Прочитав книгу и первый вариант сценария, он тут же отказался.
"Эта тема ужасно тяжёлая и болезненная... Нигде нет ни минуты облегчения. Этой беспросветной, несвоевременной для "Великой Депрессии" истории, не хватает кассовой привлекательности. За стенами кинотеатров люди увидят то, что они видели на экране. Но зачем?.."
Мервин ЛеРой также хотел отказаться, но он уже дал отказ касательно "42-ой улицы", передав бразды правления Ллойду Бэкону. Ещё одно такое увиливание было бы расценено крайне негативно со стороны студии, но и ЛеРоя можно понять. Никто не хотел браться за беспросветный, во всех смыслах этого слова, проект, который в конечном итоге занял третье место по сборам среди фильмов от Уорнер Бразерс!
Это был их мрачный хит. Во многом благодаря главному герою. Пол Муни играет блестяще. Финал, сыгранный им, завораживает. Причём настолько, что продюсеры захотели поместить эту сцену и его лицо в ней прямо на афишу. Сцена, где он уходит во тьму и на вопрос:"Чем ты зарабатываешь на жизнь?" — он отвечает так, как ответить и закончить на этом фильм, в эпоху "Золотого Голливуда", просто не могли. В полном мраке он произносит то, что в разгар "Великой Депрессии" делало большинство и отбывало за это срок. А затем финальные титры, оставляющие открытый финал и будто бы неизвестность будущего всей страны, а не только беглого каторжника, олицетворением которой она являлась...
Звуком в картине также занимался Натан Левинсон.
7. Маленькие женщины.
Две номинации: Лучший фильм, Лучшая режиссура.
Победа за Лучший адаптированный сценарий.
Излюбленный бестселлер Америки, который будут экранизировать ещё множество раз вплоть до наших дней, с успехом номинируясь на Оскар. Вероятно, поэтому он получил заветную статуэтку именно за сценарий, который с таким трепетом старались перенести на экран с уважением к первоисточнику.
В прокат первая звуковая экранизация "Маленькие Женщины" вышла в нужное время. Зрители, вошедшие в зал кинотеатра, чтобы спрятаться от серых и депрессивных будней, смогли увидеть на экране такую же бедную, но вместе с этим прозаичную, почти деревенскую и невинную жизнь в мире, где нет антагонистов, правых и виноватых... На фоне предыдущих двух лет, когда миром Голливуда правили гангстеры с автоматами наперевес, этот фильм вдохнул надежду в консервативную аудиторию США. Родители вели своих детей на этот фильм и даже уговаривали ввести его в школьную программу.
Несмотря на излишнюю доброту, современный зритель того времени находил место и светлой горечи, когда видел, что во время Гражданской войны, люди жили так, как нынешний американец начала 30-х годов живёт сегодня: нехватка еды, бедный стол, молитвы и вера в лучшее будущее, но в отличии от зрителя, героини фильма на фоне бедственного положения не впадали в уныние, а только сильнее проявляли бережность, любовь к природе и семье, оптимизм и радость за то, что есть у тебя здесь и сейчас, а также совесть и мораль: всё это сподвигло американцев к тому, чтобы соответствовать этим маленьким женщинам.
Уж если юные американки без мужчины в доме смогли пережить это нелёгкое военное время, то чего жаловаться современному американцу в мирное. Это было и главной целью режиссёра: подчеркнуть противопоставление жертвенности и семейной жизни.
Главное не терять себя и свою семью, то есть, свою родину, а внешние блага придут со временем.
Эта церемония из числа штучных, когда по бюллетеням можно было узнать какое место занял тот или иной кандидат после победителя. Так вот и в режиссуре и в категории Лучший фильм, "Маленькие Женщины" заняли третье место.
8. Частная жизнь Генриха VIII.
Номинация за Лучший фильм.
Победа за Лучшую мужскую роль.
Помимо конфуза с объявлением, стоит отметить, что ура-патриоты не были особо довольны тем, что в категории Лучшая мужская роль победил британец, который к тому же и не смог явиться на церемонию. По бюллетеням видно, что второе место занял Пол Муни.
Сам фильм также британского производства и это первый НЕамериканский фильм, номинируемый на Оскар в категории Лучший фильм.
Хорошо ли сыграл Чарльз Лоутен? Он сыграл бесподобно и недовольства вокруг победы британца, смогли стерпеть по причине бесспорного таланта актёра. Мужчина-гора, пожирающий всё за столом, будто пещерный человек, обретает смысл и наконец начинает жить и любить, но тут же утрачивает всю радость жизни и плачет, как ребёнок. Из-за кого? Из-за женщины, разумеется. А точнее из-за жены, коих у него было шесть штук. Именно "штук". Здесь это слово подходит идеально. Чарльз Лоутен играет широкими мазками и, пускай он далёк от исторического образа Генриха Восьмого, он это делает так искусно, что актёру и режиссёру можно простить все исторические неточности, также как можно снисходительно и понимающе относится к сыгранному им королю-самодуру, лишь бы только он был счастлив в личной жизни.
Один из лучших британских режиссёров того времени Александр Корда, намеренно поместил на съёмочную площадку реальных супругов: Чарльза Лоутена и Эльзу Ланчестер. Причём по сюжету это был самый кошмарный брак у Генриха Восьмого...
Режиссёр также намеренно опустил в сценарии все политические аспекты и указы, сосредоточившись именно на личной жизни монарха, которая с исторической точки зрения крайне сильно была изменена в пользу симпатии к королю. Все жёны, показанные в фильме, были либо глупы, либо расчётливы, либо лживы, тогда как Генрих Восьмой был жестоким самодуром, но крайне харизматичным и на фоне женских причуд, порою циничных или даже жестоких, выглядел более симпатично. Даже последняя его жена изображена барыней, из числа тех, что пилит мужа, когда на деле она была охотна на разговоры, но вокруг таких тем, как теология, вера и семья, а не этикет, манеры, правильное питание и здоровье...
Лоутен мгновенно стал звездой и гарантом кассовых сборов, а фильм международным хитом, ставшим первым британским фильмом, номинированным на Лучший фильм года.
9. Ранняя Слава.
Победа за Лучшую женскую роль.
Как и в прошлом году, Оскар за Лучшую женскую роль достался актрисе в фильме, который больше ни на что не был номинирован.
Это экранизация одноимённой пьесы, чьи права были куплены ещё до сценической постановки. Режиссёр избрал соответствующий подход для этого проекта. Он потребовал неделю репетиций с актёрами и снял всё в хронологической последовательности всего за 18 дней. Успех был соответствующим. После фильма начались постановки и даже радиоспектакли.
Главную роль должна была играть звезда Констанс Беннетт, но Хэпбёрн убедила продюсеров в том, что именно она создана для этой роли. Великая Кэтрин Хэпбёрн, чей типаж идеально соответствует образу из фильма, — это всего лишь её третья работа в кино и что такое ранняя слава она ощутила на своей биографии, — эталон голливудского совершенства.
Она не смогла присутствовать на награждении, но на самом деле не захотела, потому что соответствовала своей героини из фильма. Она не явиться ни на одну церемонию по той причине, что всегда есть вероятность, что она не будет лучшей, что всегда будет конкуренция и она не услышит свою фамилию, а она, как и героиня фильма должна была играть лучше всех. И по крайней мере в данном фильме именно это она и сделала.
Первая церемония Оскар, где Лучшие актёр и актриса не смогли (или не захотели) присутствовать на награждении.
11. Прощай оружие.
Две номинации: Лучший фильм, Лучшая работа художника-постановщика.
Две победы: Лучший звук, Лучшая операторская работа.
Потрясающий фильм от двухкратного обладателя Оскар за режиссуру. Жалко, что в этот раз он даже не был номинирован в этой категории, но снял потрясающий фильм, который мог бы получить главную статуэтку, если бы не другой претендент. Именно "Прощай Оружие" было в бюллетенях на втором месте в категории Лучший фильм.
Это, пожалуй, самый сильный фильм из всех на этой церемонии.
Именно эта картина забрала статуэтку за Лучший звук у Натана Левинсона, несмотря на три его номинации в разных работах. В главных ролях прошлогодняя лауреатка Хелен Хейз и кинозвезда Гэри Купер, а источник, по которому сняли фильм — одноимённый роман Хемингуэя, который сам был пренебрежителен к экранизации, сказав, что ушла вся глубина, а вместо неё осталась лишь скомканность в виде поверхностного повествования сюжета. Но главнее сюжета, здесь всё-таки сильнейшая любовь между мужчиной и женщиной, сыгранная замечательными артистами. Любовь во время войны такая, какая она есть. Когда ты живёшь сегодняшним днём, потому что завтрашний ты можешь не увидеть. Самая сильная сцена в фильме та, где после ночи любви под звуки бомб, лёжа на земле, она тихо сквозь истерический смех и слёзы спрашивает его:
"Как ты говоришь тебя зовут?"
И в этой сцене весь ужас войны. Ни в окопах и оторванных конечностях, а в разрушении интимности и индивидуальности, какого-то святого пространства, которое человек называет личным, куда он вынужден впускать незнакомца, чтобы не сойти с ума от горя и одиночества.
По словам Хелен Хейз это её любимый фильм, в котором она участвовала.
12. Кавалькада.
Номинация на Лучшую женскую роль.
Три победы: Лучший фильм, Лучшая режиссура, Лучший художник-постановщик.
Британский эпос с полностью британским кастом, снятый американским режиссёром, сюжет которого охватывает больше четверти века английской истории: две войны, кончина королевы, гибель Титаника... И хотя фильм по своей структуре и замыслу замечателен и масштабен, он идёт по проложенному пути "Симаррона" (лауреат главного Оскара четвёртой церемонии), который также охватывает большой промежуток истории США на примере одной американской семьи, тогда как в "Кавалькаде" всё тоже самое, только семья и история британские.
Некоторые монтажные приёмы усиливают влияние фильма на сопереживание и, как это свойственно Фрэнку Ллойду, добавляют нужный сентиментализм и поэтику фильму, но именно чрезмерная "мыльность" подобной оперы кажется сейчас уж больно нарочитой. Ныне "Кавалькада" считается наислабейшим выбором в сравнении с другими номинантами. С другой стороны, те события, которые происходили в мире, не могли отразиться на фильме, который академики по причине этих событий и выбрали Лучшим...
В 1933 году, когда никакой церемонии не проводилось, как будто по причине того, что весь мир отвлёкся от любого своего досуга, в Берлине произошёл пожар в рейхстаге и к власти пришёл лидер НСДАП Адольф Гитлер. Весь мир замер и просто наблюдал, как под давлением будущего фюрера принимается «Закон о ликвидации бедственного положения народа и государства»; создаётся Гестапо; бойкотируются еврейские фирмы и магазины; студенты Германии под руководством нацистов сжигают более 20 тысяч книг еврейских и социалистических авторов; НСДАП объявляется единственной партией Германии — и всё это за один только год правления, а если быть точнее, тотальной диктатуры.
Как будто не выдержав такие новости, президент Рузвельт требует ратифицировать двадцать первую поправку в Конституции США об отмене "сухого закона", но при этом остаётся трезво мыслящим и с ясностью ума устанавливает между США и СССР дипломатические отношения.
И вот на фоне ужаса, царившего в Германии, "Чакской войны", в результате которой Парагвай официально объявляет войну Боливии, на фоне "Великой Депрессии" и неминуемого страха за будущее, произносятся финальные слова фильма "Кавалькада", как предупреждение или молитва.
"Выпьем за наших сыновей и наши сердца, которые погибли вместе с ними. Выпьем за смелость и храбрость, которые из невероятного ада вознесли нас в небеса. Выпьем за надежду, за нашу страну, которую мы так любим и найдём в ней самоуважение, величие и мир".
Всё это говорится голосами разума, сердца и души через седых британцев, прошедших войну, трагедии и депрессию. И именно в Америке, где могут снимать подобный фильм и говорить о свободе, найдут себе пристанище множество беженцев, среди которых одним из первых стал Альберт Эйнштейн. И тогда становится ясно, почему фильм препарирует нам историю Британии, а не США: чтобы показать, что чья-то беда может быть общей и в этом мире нет своих и чужих, а есть только — мы, объединённые общей бедой без оглядки на разное гражданство.
Возможно, именно такой фильм, нужен был времени, когда зло семимильными шагами развивалось и жаждало реванша. Тем ироничнее верить слухам, что это был любимый фильм Адольфа Гитлера.
Кодекс Хейса простил картине даже обсценную лексику и на вопрошание:"А вдруг этой поблажкой будет создан прецедент и другие студии и режиссёры попробуют сделать картины в такой же манере?" — на что продюсер фильма ответил, — "Эти картины будут прощены, если они будут также хороши, как "Кавалькада"".
Миру был необходим именно такой добрый фильм, напоминающий о том, что и во время завораживающих, в плане съёмок, полётов дирижаблей, может быть любовь между молодыми мужчиной и женщиной, которые привычно смотрят на бомбёжку, как влюблённые смотрят на созвездие. Ведь звуки бомб отгремят, а любовь будет жить вечно.
Совпадение или нет, но после церемонии, проведённой в марте 1934 года, в августе этого же года на обложку журнала TIME помещают скакуна Кавалькада. Лучший беговой конь года. Он мог покорить любой ипподром и стал чемпионом среди скакунов, хотя официально такого звания не было до 1939 года.
Итоги: ...
Второй год подряд Оскар за лучший анимационный короткометражный фильм получает Уолт Дисней за мультик "Три поросёнка" и в 30-е годы стоит к этому привыкнуть... Песня из этого мультика "Нам не страшен серый волк", стала гимном "Великой Депрессии". Когда голод, нищета и даже смерть подкрадывались и накрывали США, страна в танце напевала эту детскую песенку и страх в виде этого серого волка отступал, потому что его клыки были неопасны в лице поющих. Привычно и то, что фильмы ужасов, такие как "Человек-Невидимка" и прорывной в плане спецэффектов "Кинг-Конг" были проигнорированы Академией даже в области почётных наград. Грэта Гарбо также прошла мимо со своим классическим фильмом "Королева Кристина". Картина продюсированная Ирвингом Тальбергом, "Улыбка вопреки", где он опять поместил свою жену Норму Ширер на главную роль, был номинирован на Оскар за Лучший фильм без других номинаций. Вместе с ней играл и прошлогодний лауреат за Лучшую мужскую роль — Фредерик Марч. Ещё один британец Лесли Говард был номинирован на Оскар за фильм о путешествии во времени "Площадь Беркли", таким образом, Пол Муни был всего одним американцем в категории, конкурируя с двумя англичанами. Уолт Дисней был первым, кто на церемонии произнёс слово "Оскар", когда благодарил Академию за статуэтку. Уж больно ему понравилось это ласковое название, которое придумали статуэтке.
* * *
Видео монтаж победителей и некоторых номинантов.
Фильмы в ролике: 00:00 "42-я улица".
0:23. "Золотоискатели 1933 года".
0:40. "Я - беглый каторжник".
0:43. "Леди на один день".
0:46. "Она обошлась с ним неправильно".
0:59. "Маленькие женщины".
1:09. "Частная жизнь Генриха VIII".
1:19 "Ранняя слава".
1:29 "Прощай оружие".
1:31. "Улыбка вопреки".
1:39. "Ярмарка штата".
1:43. "Путешествие в одну сторону".
1:55. "Распутин и императрица".
2:00. "Кавалькада".
2:20. "Три Поросёнка".
________________________________________
Какие фильмы из этой церемонии видели Вы? Какие Вам нравятся? Какие достойны статуэтки, а какие фильмы незаслуженно обошли стороной? Пишите в комментариях и устройте кавалькаду из лайков для этой статьи!
Добра и здоровья! Подписывайтесь!