Редкое и поистине значимое событие произошло в мире искусства: реставраторы нашли ранее неизвестную работу сюрреалиста Аршила Горки. Картина более полувека скрывалась под другим известным произведением художника. В следующем месяце обе работы выставят в галерее Hauser & Wirth в Нью-Йорке.
Находкой стала картина «Без названия (Вирджинское лето)» (1946-1947), которую сам художник спрятал под «Пределом» (1947) – одной из своих важнейших поздних работ. «Это квинтэссенция всего, над чем он работал в то время», – подчеркнул Карлос Басуальдо, куратор Филадельфийского музея искусства, где в течение многих лет «Предел» и был выставлен.
О «Вирджинском лете» до сих пор никто не знал, хотя дети Аршила Горки догадывались, что под «Пределом» что-то есть. Более поздняя картина была просто приклеена на холст, и Маро Спендер, старшая дочь мастера, поделилась: она видела отклеенный угол, поэтому знала, что есть другая работа. Однако ей говорили, что проверять – слишком рискованно.
Во время карантина реставраторы Микаэла Риттер и Оливье Массон решились отклеить «Предел». Работа по разделению картин отказалась сложной, однако специалистам удалось сохранить обе. По их словам, цвета «Вирджинского лета» были подобно взрыву: картина – в идеальном состоянии, краски ничуть не выцвели.
Эксперты не усомнились в авторстве Аршила Горки, однако почему он решил скрыть картину, наверняка сказать трудно. Лето 1947-го было для художника напряженным: он писал по картине в день. Массон предположил, что у мастера просто закончились материалы. А Басуальдо добавил: повторное использование холстов – не редкость. Аршил Горки вряд ли заклеил «Вирджинское лето» потому, что был им недоволен, предположил Паркер Филд, объяснив, что художник обычно просто уничтожал неудачные, по его мнению, работы.
Вполне вероятно, что и другие картины Горки могут оказаться «двойными», считают эксперты. Мэттью Спендер отметил: кураторам музеев стоит проверить хранящиеся у них полотна художника.
Источник: The New York Times
Обложка: Аршил Горки. «Без названия (Вирджинское лето)», 1946-1947. Фото: Джон Эттер