В «Трёх мушкетёрах» Александра Дюма король Франции показан удивительно бесцветной и пассивной личностью. Королева Анна, его супруга, всего лишь легкомысленная девица, которая не прочь закрутить роман с заезжим красавчиком Бекингемом. Зато кардинал Ришелье выставлен настоящим чёрным властелином, которому верно служат злодеи и злодейки, всячески мешающие благородным главным героям. В книге того же автора «Двадцать лет спустя» сменивший Ришелье кардинал Мазарини изображён не лучше — он не только подл, но при этом ещё и глуп.
В чём причина такого отношения писателя-француза к людям, которые сделали Францию великой державой, признанным гегемоном всей Европы? Разумеется, всё дело в неприятии творцом тех методов, которыми приходилось вразумлять дворян всех мастей, степеней родовитости и уровней наглости. Построение абсолютной монархии с её жесткой вертикалью власти неизбежно ущемляло интересы правящей прослойки, из-за чего все входившие в неё ненавидели государственных секретарей. Король же мог делать вид, что он бы и рад пойти навстречу уважаемым людям, да вот злодей Ришелье, понимаете ли, против.
Дюма был отнюдь не одинок, он выражал настроения всей читающей публики. А в этот круг тогда входили лишь те, кто имел достаточно денег для покупки весьма недешёвых книг и достаточно свободного времени, чтобы их читать. То есть, конечно же, в основном дворян. Хотя после Французской революции их лишили прежних привилегий, но уровень образованности в данной социальной группе оставался высоким, что позволяло если не жить на средства, скопленные поколеньями предков, то найти себе непыльную работу, поскольку грамотные люди в период бурного развития капитализма требовались везде.
Наглядным примером может служить известный советским телезрителям мультфильм «Исполнение желаний», снятый в 1957 году. Приключения дровосека Зербино, все желания которого исполняла добрая фея, которую он однажды спас, волновали не одно поколение советских детишек. По сюжету, в него влюбилась принцесса Алель, которую он сумел рассмешить. Что характерно, влюблённым всячески мешает и строит козни отнюдь не отец принцессы, король Мушамиель, а его клеврет — министр Мистигрис.
В конце мультфильма дровосек избавляется от надоевшего ему министра, отправив его с помощью волшебства феи на Луну. Эта сцена получилась очень яркой и запоминающейся — вся мебель и даже стены с колоннами во дворце повторяют: «Долой из нашего дворца лжеца, пролазу, хитреца! Такому старому лгуну одна дорога — на Луну!»
Мультфильм снят по сказке французского писателя Эдуара Рене Лефевра де Лабулэ, творившего в том же XIX веке, что и Дюма. Однако сам сюжет данной авторской сказки очень похож на сказки народные, и не только французские, но также итальянские и прочие европейские. Более того, истории со старым добрым, но почти бессильным в собственном дворце правителем, которым вертит как хочет злой министр, канцлер или визирь, были распространены не только в европейских странах. Их рассказывали арабы, персы, индусы — жители всех государств, где существовала монархия.
Отчего же пара «добрый правитель — злые министры» характерна не только для простонародных баек, но и для историй, сочинённых культурной элитой самых разных обществ? Ответ найти нетрудно. Деятели культуры в любых обществах кормятся с заказов. Если в этом обществе есть сильное и богатое государство — с государственных заказов. В монархии главным заказчиком является лично царь. В несколько меньшей степени — принцы и принцессы. Последние обычно намного моложе, поэтому всучить им нечто дорогое и бессмысленное гораздо проще. Именно поэтому во всех сказках принцы и принцессы неизменно прекрасны, благородны, красивы и т.д.
Короля с королевой (шаха, императора и т.п.), как главных заказчиков, показывать злодеями нельзя ни в коем случае — никто в здравом уме не станет оплачивать пропаганду против собственной власти. К тому же негативное изображение фигуры монарха и его супруги может быть сочтено подрывной деятельностью, со всеми вытекающими последствиями. Но на министров этот иммунитет не распространяется. Их для того и держат, чтобы на них можно было спихивать непопулярные решения. Злодей-министр является стандартным громоотводом, совершенно необходимым для монарха, вынужденного порой принимать законы, которые не всем понравятся.
К тому же канцлер, первый министр или казначей — это те самые здравомыслящие люди, которые будут отговаривать правителя, а также принцев с принцессами, от траты государственных средств на всякую лабуду, включая закупку слишком дорогих произведений искусства. Король и его мудрый советник составляют пару «Добро — Разум». Разумеется, в глазах творцов такие советники выглядят самыми натуральными злодеями, каковыми они их и изображают, совершенно искренне и честно.