Близится двухсотлетие одного из главных русских прозаиков. В этой связи мы делаем серию статей о замечательном писателе, его творчестве и жизни.
Федор Михайлович, как известно, был персоной на редкость нервической и впечатлительной. Например, немало забавляла знакомых его обыкновение падать в обморок перед женщинами при любом удобном и не очень случае. В немалой степени это отразилось и на его религиозности, а также на верованиях иного толка.
Писатель жил во времена повального увлечения медиумизмом и спиритизмом. В эти вещи верили тогда далеко не только барышни и дамы, но и вполне серьезные учёные вроде химика Александра Бутлерова или зоолога Николая Вагнера. С последним писатель был довольно близко знаком.
В истории сохранился факт посещения Достоевским нескольких спиритических сеансов. Однажды знакомые (среди которых был тот самый зоолог-Вагнер, в литературном мире известный как автор детский сказок под псевдонимом Кот-Мурлыка) затащили писателя пообщаться с духами. Проводила это мероприятие известная в те годы британка-медиум миссис Сент-Клер. Вообще большинство медиумов почему-то приезжали в Россию именно с британских островов.
Сам писатель рассказывал о случившемся довольно сдержанно, упоминая лишь, что «рассердил медиума» и «очень впечатлился». Однако детали того вечера в деталях пересказал присутствовавший там писатель Николай Лесков.
На сеансе зрители задавали вопросы некоему духу и тот отвечал мягким постукиванием «словно из глубины стола», реагируя на называемые ему буквы английского алфавита. После этого, чтобы пресечь подозрения в том, что она сама стучит по столу ногой, медиумша предлагала всем издавать любые звуки, чтобы дух их повторял.
Присуствующие царапали разными предметами по столешнице и через время звук действительно повторялся в более тихой версии. Поскольку звукозаписывающая аппаратура в те годы ещё не была в широком доступе, это производило впечатление. Так же в тот вечер посетители сеанса наблюдали за левитирующим столиком и издающими под столом звуки музыкальными инструментами.
Что касается Достоевского, тот спустил под стол платок и предложил духу за него потянуть. Опыт удался, но писатель высказал сомнения в том, что эти подергивания объясняются не банальной ловкостью самой организаторши вечера. Это рассердило Сент-Клер, и та, покраснев, по-английски обругала знаменитость, после чего сеанс был немедленно прерван.
Впрочем, позднее Федор Михайлович помирился с медиумом и посетил как минимум ещё одно такое мероприятие, проводимое некой Б. — знакомой писателя. Некоторый свой скепсис по поводу данных практик он вложил в уста Ивана Карамазова:
Вот, например, спириты... я их очень люблю... вообрази, они полагают, что полезны для веры, потому что им черти с того света рожки показывают. «Это, дескать, доказательство уже, так сказать, материальное, что есть тот свет». Тот свет и материальные доказательства, ай-люли! И наконец, если доказан черт, то еще неизвестно, доказан ли бог?
Однако в итоге Достоевский всё же уверовал в спиритизм и по свидетельству Бодуэна де Куртенэ даже собирался заняться им серьёзно. Правда, этим планам помешала преждевременная смерть писателя.
Еще один мистический случай произошел с Федором Михайловичем на каторге. Отбывавший с ним наказание поляк Шимон Токаржевский вспоминал любопытный случай. Однажды группа заключенных, которая за что-то невзлюбила Достоевского, решила отравить его еду. Однако прибившийся к нему бродячий пёс по кличке Суанго эту еду съел. И умер.
Тем самым животное спасло писателя, а Провидение как бы показало всем, что человек этот ему зачем-то нужен. Мы не знаем реальная это история или выдуманная, но общую тему связи писателя с мистикой она вроде бы раскрывает.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.