Этот машинописный текст занимает пять оборотных страниц экзаменационных работ кандидатов из Университетского колледжа Корк, Ирландия, где Толкин бывал в качестве «внешнего» экзаменатора в течение 50-х годов. Наверху на полях Толкин написал красными чернилами общее название и название Части I.
В самом тексте есть два указания на время его сочинения. Первое: использование Толкином имени «Мелькор» (Melcor). В ранее опубликованных работах Толкин использовал эту форму лишь (если не считать переводы на англо-саксонский) в тексте «Беседа Манвэ и Эру», который был написан, похоже, в то же время (этот текст приведен выше в гл. XV). «Беседа» была написана после «Законов и обычаев» (т. Х, с. 209 и далее) в конце 50-х, но предшествовала комментариям к «Атрабет», написанным в 1959 г. (об этой датировке см. т. Х, с. 304). Второе: Толкин изначально печатал форму «хрондор» («тела»), значит, это произошло до изменения ее на «хроар», и нет никаких свидетельств, что последняя форма использовалась до сочинения текста В «Законов и обычаев эльдар» (1958 г., см. т. Х, с.141-143, 209, 304). Таким образом, скорее всего текст создан в 1957-1958гг.
I. Смерть животных и растений
Тела животных «умирают» когда нарушена их целостность. Тогда материя их тел перестает быть связана и разрушается. За этим горестно наблюдать (особенно для тех, кто любит живые существа, будь то животные или растения), и тем более горестно, что некоторое время останки сохраняют форму живого тела. Эльдар считают, что в Арде Неискаженной смерть наступала бы через определенный период времени (то есть для тех, кто был мал размером); так что многие существа жили бы не так уж долго. Но их конец не был бы ужасен для наблюдателя (1). (Без сомнения Воплощенные испытывают боль утраты и прощания. Частью эта печаль обязана тайне любви во Времени (2); а частью – тому факту, что Воплощенные пришли в замысел Эа после мятежа Мелькора; так что их существование связано с Искажением. То есть, по замыслу Эру, они должны исцеляться и исправлять искажение, страдая от любви). Конец существ с недолгим сроком жизни не должен, как думают эльдар, вызывать отвращение; ибо полностью прожив свой срок без какого-либо повреждения тела, они должны были просто покинуть тело (3), медленно угасая (так же как они медленно росли), проходя через невидимые постороннему глазу изменения, не менее прекрасные чем те, что они испытали во время роста, пока совсем не исчезнут. Но здесь эльдар, быть может, зря включили в картину Арды Неискаженной свои представления, которые получили в Арде Искаженной, в течении Времени. Разве не мысль об утрате, не любовь к изначальному телу, ныне распадающемуся, делает процесс распада таким неприятным, даже отвратительным? (Не все, что кажется злым или неестественным Воплощенным является плодом деяний Мелькора). Если процесс разложения – это правильный, естественный путь возврата тела в материю Арды, он не будет ни печален, ни ужасен для тех, кто не связан Временем, ведь они будут наблюдать существо во время его жизненного периода, как завершенный образ (4). В то мгновение, когда образ будет завершен (это мгновение смерти), оставшаяся материя не будет иметь никакого интереса для тех, кто любил это существо. Если это будет слизь, то она не хуже той слизи, из которой это существо возникло. В ней не будет того существа, которое любили (5).
Но на это эльдар ответили: Верно: печаль и горе нисходит на Воплощенных от любви (во время существования Арды), когда они связаны Временем. Но распад и разложение ужасны не только поэтому. Если говорить об олвар (растениях): почва, из которой они растут, не является их частью (пока не становится пищей для растущих и так преобразуется в живую и прекрасную форму). Семя и почва явно различаются. Но в момент смерти ни окружающая материя, ни почва, на которую падает мертвое растение, не выглядят ужасными; ужасной выглядит плоть живого, которая разлагается. А в Арде Искаженной этот процесс может быть долгим. Смерть может быть медленной, и до того,
как жизнь покинет тело, оно может стать больным и деформированным. Мы не думаем, что эта болезнь, разложение и гниение могут показаться прекрасными (каковым должно быть все в Арде Неискаженной) или, по крайней мере, недостойными сожаления, для всех, кто любит Арду, свободны они от Времени или нет.
Поэтому мы заключаем, что смерть и разложение, наблюдаемые нами, не могут быть частью Арды Неискаженной, в которой должна быть лишь «естественная» смерть по завершении полного срока жизни, и не должно быть насильственной смерти. Также, быть может, следует заключить, что и эти существа с коротким сроком жизни в Арде Неискаженной жили бы дольше и лучше.
Что касается келвар (6) (животных или других живых существ, отличных от растений). Они не растут из земли, но и их тела разлагаются до слизи и выглядят отвратительно, прежде чем полностью распадутся. Так что конец их жизни совсем не похож на начало.
Так что будет верно заключить, что смерть существ с коротким сроком жизни ныне иной, чем был бы в Арде Неискаженной; и она специально искажена Мелькором. Ибо он всегда желает нового и не любит ничего, что уже было или существует ныне; и поначалу он просто не обращал внимания, как одни существа должны уступать место другим, а в конце в своей ненависти и презрении ко всему живому (даже к тому, что сотворил сам) радовался их осквернению (7). С другой стороны Воплощенные не могут со всем знанием дела судить об Арде Неискаженной, ибо с самого создания их Эру они принадлежат Арде Искаженной (8). И это наиболее заметно вот в чем: ибо они наследуют плоть и участвуют в смерти от насилия. Они не могут жить, не убивая существ из плоти. Некоторые эльдар (и некоторые люди) избегают убивать келвар для еды, считая, что их тела слишком напоминают наши собственные, и потому родственны нам. (Но все же никто из эльдар не считает поедание плоти, которая не принадлежит Воплощенным и не населена фэа, злым и противоречащим воле Эру). Но даже они вынуждены убивать олвар или сами умереть; ибо так они должны питаться, имея хроар, поедая плоть живых существ, а все имеют право жить согласно своей природе. Но все же олвар причиняется насилие (а их плоть родственна Воплощенным, хотя родство это дальнее) и они лишены возможности прожить свой срок до конца и достигнуть окончательной формы. Потому мы должны заключить, что Воплощенные принадлежат по природе своей Арде Искаженной и миру, которому насильственная смерть и смерть вообще присуща от начала (9). Ни эльфы, ни люди добровольно не едят плоти, что не была умерщвлена насильно.
Статью "Эльфы - не вегетарианцы" вы можете прочитать здесь.
II. Cмерть тел Воплощенных
Тела Воплощенных тоже умирают, если их целостность нарушена. Но не умирают, лишь когда или если просто уходит фэа. Обычно фэа уходит только если тело разрушено без возможности восстановления, то есть его целостность точно повреждена. Но что будет, если фэа покинет тело, которое не так уж сильно ранено или даже совсем здорово? Надо полагать, оно останется живым, материальным телом, но без разума или мысли; оно станет животным (или келва), которое не желает ничего более, чем питаться, дабы поддержать жизнь, и искать пищу оно будет как животные, с помощью конечностей или чувств. Это ужасная мысль. Может быть, подобное и правда, происходило в Арде, где казалось, что нет зла и искажения, и это невозможно. Но это наверняка случалось очень редко.
Ибо одна из функций тела Воплощенного – быть домом фэа; отсутствие которой для него неестественно; это ведь не такое тело, которое никогда не имело фэа, оно потерпело существенный вред. Более того, когда фэа населяла тело, она заполняла каждую его часть, больше или меньше, плотнее или реже (10). Потому уход фэа – это потрясение для тела; и почти всегда, за исключением редких случаев, это приводит к разрушению тела, так что оно начинает разлагаться. Потому покинутое тело не может с легкостью прокормить себя на манер животного; ибо вопросы пропитания (как и все остальное) долго решала фэа и достигала она этого способами, недоступными просто телу; простые животные чувства были притуплены, таким образом тело без фэа менее умело, чем обычное животное. Так что если поблизости нет большого количества легкодоступной пищи, тело вскоре погибнет от голода, даже если перенесет потрясение расставания с фэа.
(Редкие случаи подобного разделения относились к жизни в Амане, где нет гниения. Но другие случаи могли быть еще ужаснее. Ибо записано в хрониках, что Моргот, а за ним и Саурон исторгали фэа с помощью страха, а затем кормили тело и делали из него чудовище. Или еще хуже: запугивали фэа внутри тела до того, что она лишалась всякой воли (11), а затем кормили тело, и оно становилось животным, к ужасу и мучению фэа).
Если рассуждать о телах эльфов. Тело эльфа по природе и по цели своей должно служить домом бессмертного жильца, фэа, которая не может покинуть Время или уйти туда, где возвращение в тело невозможно. Поэтому тело может ждать гораздо дольше, сохраняя целостность и противостоя гниению, но после этого оно похоже на спящее, лежит неподвижно и ничего не пытается предпринять, даже поиски пищи, без повеления своего хозяина. (Накормить его нельзя, не пробудив, но, пробудившись, оно умрет от шока или превратится в животное).
Но тела людей, покинутые фэа, разрушаются быстро. Они сделаны как дома для фэар, которые, раз покинув их, никогда не вернутся. После этого тело теряет всякое значение (и шок от разделения сильнее); и, скорее всего, оно быстро сгниет и станет частью Арды (12). Эльдар известно, что фэар людей (многие или все, они точно не знают) уйдут в Залы Ожидания на попечение Намо Мандоса; но какова там их судьба и куда они уходят после того как Намо освободит их, эльдар не знают точно, а сами люди знают мало и говорят разное, и многое из того – их собственные выдумки, омраченные Тенью. Самые мудрые из людей, меньше других затронутые Тенью, уверены, что они попадут на милость Эру и покинут Эа. По этой причине многие из эльфов в поздние дни под грузом лет завидовали Смерти людей и называли ее Даром Илуватара.
- Здесь и далее еще в двух случаях написанное карандашом слово «ужасен» заменяет слово «отвратителен».
- С «тайне любви во Времени» ср. часть «Комментарии» текста 1А «Разговор Манвэ и Эру» гл. XV «Возрождение эльфов» выше.
- Cлово «покинуть» напечатано поверх слова «поглотить».
- Ср. с концепцией завершенного образа живого существа во времени в тексте гл. XV «Возрождение эльфов»
- Последнее предложение добавлено карандашом к машинописи.
- Здесь и в дальнейших упоминаниях «келвар» написано сверху и (очевидно) должно было заменить изначальное «куивар». Плохочитаемая заметка в конце эссе поясняет это изменение: «келвар» = «куивар». «куи» - «пробуждаться», а не «жить».
- Первоначально часть фразы в скобках читалась так: «(но больше всего тех, кого он не создал»). С утверждением о том, что Мелькор «всегда желает нового и не любит ничего, что уже было или существует ныне» ср. очевидно близкую и написанную в то же время гл. III «Силы Валар» в третьей части этой книги.
- Cлово «Эру» было поздним добавлением к машинописи.
- Изначально фраза заканчивалась: «смерть и насильственная смерть присуща от начала
- О союзе тела и души воплощенных см. «Тело и дух» в Приложении I.
- Изначально было написано так: «и запугивали ее до ступора, так что она ничего не могла сделать».
- Ср. с «Нетленность святых» в Приложении 1. Не всегда. Люди рассказывают, что тела некоторых умерших долго сохраняют нетленность и некоторые похожи просто на спящих. Эльфы видели доказательства этому; но причина и цель таких случаев неясна. Люди говорят, что это тела святых, которые долго остаются нетленными: под этим они подразумевают тех, чьи фэар сильны и обращены к Эру с надеждой и любовью. Эта нетленность тела, как думают люди, знак от Эру надежды. Ибо людям, даже больше, чем эльфам, отвратителен вид гниения.
(c) Природа Средиземья. Часть 2. Тело, разум и дух. Глава 17. Смерть.
Перевод главы - Ю. Понедельник. Публикация статьи на Дзене одобрена переводчиком. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!