В Латвии, той ее части, в которой когда-то было блистательное герцогство Курляндия, по сей день радует всеми красками изящных залов и великолепным парком, Рундал пилс.
Жители окрестных территорий прекрасно его знают. И со всех прибалтийских республик туда прибывает народ, подивиться балтийскому Версалю. Проведали об этой жемчужине барокко и даже жители Поднебесной и устремились туда толпами.
А раньше дело было так: маленькое, но находящееся на важных европейских путях, государство, бурно развивалось. Строило флот. Имело колонию в Вест-Индии, откуда привозила лимоны, апельсины и прочие заморские диковинки. В герцогстве Курляндии находили пристанище беглые короли. И однажды там начал свою карьеру архитектора непревзойденный Бартоломео Растрелли, родившийся в Париже и помогавший своему отцу, придворному архитектору.
Именно Прибалтике обязана Россия своим Зимним дворцом и другими великолепными изысками барочной архитектуры в Петербурге и окрестностях.
Но в начале молодое дарование заметила Анна Иоановна, племянница Петра Великого, дочь его брата и соправителя Ивана V.
Когда ее супруг, герцог Курляндский, скоропостижно скончался, Анна стала единоличной правительницей Курляндии. Кстати, именно там находится самый широкий в Европе водопад.
И вот молодой архитектор Растрелли отстраивает в Курляндии два выдающихся дворца. Один в тогдашней столице: Митаве (ныне Елгава), другой на отдаленной территории, получивший название Рундал пилс.
После того, как архитектор прославился в Курляндии, императорская династия России сообразила, что было бы неплохо прилично отстроить и Петербург. И жить самим в достойном дворце. В итоге, Растрелли приглашается к императорскому двору в Санкт-Петербург.
Заработок великого архитектора, между тем, был довольно скромен. Он получает зарплату в два раза выше, чем у врача, но в полтора раза меньше, чем у начальника полиции.
Работы его поражают настолько, что он не успевает принимать заказы. Огромная и значимая часть Петербурга построена именно этим архитектором.
Это и сам Зимний дворец.
Особенно, конечно стоит отметить невероятной красоты лестницу, спроектированную Растрелли.
Это и Аничков дворец.
И дворец Строгановых… Кстати, граф Строганов, был единственным, кто показал свое уважение архитектору, заказав написать портрет Растрелли.
И оригинальный Смольный монастырь, куда даже на старости лет намеревалась удалиться императрица Елизавета Петровна.
Это Екатерининский дворец в Царском Селе.
Большой дворец в Петергофе.
Эрмитаж и Грот в Царском Селе.
Андреевский собор в Киеве.
Здание Гостиного двора в Петербурге.
И ряд других проектов...
Звезда Растрелли, казалось, не закатится никогда.
Но в мире все меняется. На российский трон восходит Екатерина II, незамедлительно отправив знаменитого архитектора в отставку.
...Как правило, не всегда известна бывает точная дата рождения великих людей, но всегда детально известна дата их кончины, порой, вплоть до минуты. А похороны проводятся с невероятной пышностью.
Год рождения величайшего архитектора нам известен вполне точно, а вот год смерти весьма приблизительно и то из косвенных источников. Он умер в полной нищете и забвении, распродав все свое имущество.
Известно лишь, что умер он в Курляндии, где и начал свой путь. И даже могила его доподлинно неизвестна.
Впоследствии, он нем, конечно, вспомнили, поставив ряд памятников, назвав в честь него площади и галерею в Эрмитаже, а также, написав множество горестных эпитафий. Но можно ли этим что-то исправить?
Сам же Растрелли под конец жизни, всеми забытый и покинутый, любил повторять: “архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются”.
#Россия #история #Растрелли