Найти тему
Две Войны

«Витрина социализма»: в каких странах послевоенного советского соцлагеря жили лучше всего?

Оглавление

Те жители Советского Союза, которым довелось побывать в «братских» странах Восточной Европы, приезжали оттуда с впечатлением: уровень жизни там выше, чем в СССР. Нет никаких пустых прилавков и длинных очередей в магазинах. В плане культуры и досуга – легче и свободнее. Нет такого количества ограничений. Конечно, цензура есть. Но она гораздо более лояльна.

Конечно, неискушённому советскому человеку легко было обмануться: изобилие на прилавках спутать с доступностью товаров. Ведь, если судить лишь по изобилию предложения, то сейчас у нас уровень жизни просто наивысочайший.

Но в целом, приходится признать, что уровень жизни в ГДР, Чехословакии, Венгрии всё-таки превышал уровень жизни в СССР. И свободы у граждан этих стран было больше.

№3 ГДР

ГДР неофициально называли «витриной социализма», достойным примером для подражания. И это действительно была очень уютная страна с отлично продуманной жизнью граждан – настоящее социальное государство.

ГДРовские машины и чешский трамвай на фоне дрезденского завода «Роботрон», который начал выпускать персональные компьютеры ещё в начале 80-х. Фото в свободном доступе.
ГДРовские машины и чешский трамвай на фоне дрезденского завода «Роботрон», который начал выпускать персональные компьютеры ещё в начале 80-х. Фото в свободном доступе.

В современной Германии есть слово-каламбур: остальгия – компиляция слов «ост» («восток») и «ностальгия». Сегодняшние восточные немцы ностальгируют не по компартии и штази, а по социальной защищённости.

Потому что 8-часовой рабочий день, бесплатные медицина и образование, мизерная плата за коммуналку, ежегодные оплачиваемые отпуска и прочие блага исчезли навсегда. После объединения Германии все стали работать больше, а получать меньше.

В ГДР никакого дефицита не было, и джинсы (к примеру) не были предметом вожделения, который нужно втридорога покупать на чёрном рынке (как в СССР).

ГДР выпускала все транспортные средства – от велосипедов до грузовиков. Аналог Фольксвагена Жука – Trabant – был выпущен тиражом более 2 млн машин на 15 млн жителей. Ещё одна популярная восточно-германская марка легковых автомобилей – Wartburg; очень распространены были также советские Лады и Нивы. И купить их можно было свободно, без записи в очередь на много лет.

Машина – не роскошь, она есть в каждой семье. На стоянке – продукция местного автопрома, а также 1 Лада и 1 Волга. Фото в свободном доступе.
Машина – не роскошь, она есть в каждой семье. На стоянке – продукция местного автопрома, а также 1 Лада и 1 Волга. Фото в свободном доступе.

Но съездить за границу жителю ГДР было нелегко. Подавляющее большинство граждан проводило отпуска внутри страны, в кемпингах или в домах отдыха на берегу Балтики. Самый известный курорт – Варнемюнде. Поездки за границу были доступны немногим. Они отдыхали в СССР, Чехословакии, Болгарии.

№2 Чехословакия

Был такой популярный фильм для семейного просмотра, производства ЧССР – «Осьминожки со 2-го этажа». В нём рассказывалось о простой пражской семье (папа – дальнобойщик, мама – работница Дома культуры), которая на каникулы на своей машине с прицепом – домиком на колёсах выезжает из Праги и, проехав 3 тыс. км, приезжает в Португалию на побережье Атлантики.

Конечно, в кино приукрашивается жизнь простых граждан. Но фильм этот всё же не совсем сказочный. И он разрушает стереотип о том, что соцлагерь был «тюрьмой народов» за «железным занавесом».

Чехословакия. Фото в свободном доступе.
Чехословакия. Фото в свободном доступе.

Чехословакия (как и ГДР) была индустриальным и технологическим лидером Восточной Европы. Потому и уровень жизни в этой стране тоже был очень высоким. Свободы же у граждан было гораздо больше, чем в ГДР (там даже просто съездить к родственникам в ФРГ было проблематично).

Про изобилие товаров в магазинах и десятки сортов пива распространяться не буду – это само собой разумеющиеся вещи для чехов.

№1 Венгрия

Венгрия не могла похвастать таким мощным промышленным потенциалом, как ГДР или ЧССР. Зато там были узаконены основные элементы рыночной экономики, и допускалось ограниченное существование частного бизнеса. Поэтому одежда, обувь, мебель и прочий ширпотреб в дефиците в этой стране точно не были. Про продукты и говорить нечего – они были в изобилии и огромном ассортименте. Страна не знала даже такого понятия – «дефицит».

На рынке в Будапеште. Фото в свободном доступе.
На рынке в Будапеште. Фото в свободном доступе.

Цены на одежду, по сравнению с советским «чёрным рынком», были просто мизерными. Венграм удалось успешно совместить развитие крупных предприятий и аграрного сектора экономики. И пролоббировать свои экономические интересы: автобусы «Икарус» стали основой парка общественного транспорта в огромном СССР; венгерские лекарства, консервы, обувь постоянно продавались в Советском Союзе и во всей Восточной Европе.

К 80-м годам Венгерская народная республика вышла на 1 место в Европе (!) по производству пшеницы и мяса на душу населения. Как и в Чехословакии, в Венгрии были упрощены правила въезда для иностранных туристов, а с капиталистической Австрией вообще введён безвизовый режим.

🔵 «Всех работников ждёт гибель!»- за что Сталин ругал Народный Комиссариат Обороны СССР, а потом его закрыл?

Икарусы на конвейерах. Фото в свободном доступе.
Икарусы на конвейерах. Фото в свободном доступе.

В заключение хотелось бы отметить, что эти государства и после падения социализма пережили «переходный период» успешнее, чем прочие бывшие «братские страны».

Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, какие ещё страны стоит добавить к этому списку?

Безумный план Фюрера: Как Гитлер хотел спасти Берлин в апреле 1945 года. Можно смотреть здесь: