Найти в Дзене
Время Романовых

Восстание Степана Разина.

Царь Алексей «Тишайший» Михайлович был не самым плохим правителем в истории России. Однако именно в период его царствования происходили один за одним бунты, восстания и выступления простого народа, причем в разных концах страны и порой никак друг с другом не связанные. Неоднократно эти волнения ставили под вопрос саму царскую власть.

Неудивительно, что такое неспокойное время способно породить героев из преступной среды, имя которых останется в веках. В 1670 году на Москву двинулся такой «народный вождь» - Стенька Разин, который хотел установить в России свои порядки. В истории эти события остались под именем «Разинщины». О них я и расскажу.

Войны, рост налогов, денежные авантюры властей и прочие неурядицы в царствование Алексея Михайловича расшатывали хозяйство страны. Огромными темпами увеличивался в стране процент беглый крестьян, особенно помещичьих, это привело к тому, что власти организовывали их массовый сыск. В 1663-1667 годах в одном только Рязанском уезде сумели найти и вернуть 8 тысяч крестьян и холопов. 

Один из казачьих атаманов Василий Ус по возвращении на Дон после войн с поляками приобрел необычайную популярность. В то время в казачьих станицах гулял страшный голод, от которого страдали прежде всего молодые люди, еще не успевшие обзавестись хозяйством. Василий Ус собрал казаков и двинулся на Слободскую Украину, потом в южные уезды России, а следом и к Москве. 

Вскоре большинство из поддержавших Уса оказались под предводительством Стеньки Разина, атамана, к 1667 году уже прославившего свое имя лихими набегами. Разин двинулся с Дона на Волгу искать очередную добычу, подгадав момент, когда караван судов с хлебом и прочим товаром, принадлежавшим московскому купцу Шорину и патриарху, спускался к Астрахани. Разинцы напали на корабли, перебили охрану и освободили перевозимых колодников, которых обнаружили в трюме. Добычу Разин поделил по-честному между всеми казаками, чтобы придало ему особый статус справедливого начальника в их глазах.

Тогда, по легенде, Разин обратился к оставшимся в живых солдатам стражи: «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною - будет вольный казак! Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться!». И часть из них действительно присоединилась к повстанческому войску.

Казаки прошли через Каспийское море и отправились в устье Яика, овладели там укрепленным Яицким городком и провели зиму, торгуя захваченным добром с местным населением и подготавливаясь к следующим набегам.

В столице, конечно, уже знали о происходящем, но не до конца верно. Отчего-то посылались сведения, что казаки находятся в осаде и вот-вот сдадутся. Поэтому против Разина из Москвы послали лишь небольшой отряд стрельцов в 3 тысячи человек. К Разину же тем временем стекались казаки и беглые крестьяне со всех сторон. Царский отряд был разгромлен, часть его влилась в ряды восставших.

-2

Когда зима кончилась, как и задумывали, разинцы отправились в путь. Весной 1668 года Разин с несколькими сотнями казаков погрузили на струги порох, свинец, ядра и легкие пушки. Тяжелые орудия оставляемого ими Яицкого городка были затоплены. У устья Терека к Разину пристал отряд казаков во главе с Сергеем Хромым и попросил присоединиться. После этого под руководством Степана оказалось уже 2 тысячи (по некоторым источникам - 6 тысяч) человек. Это уже не просто шайка бандитов, это настоящая армия.

Вскоре Разин объявился у южного побережья Каспия. Персидский шах выслал против разбойников флот из 70 кораблей, но казаки разбили его. Шах жаловался на казачьи грабежи в Москву, но там отвечали, что казаки Разина - «воровские», и царь Московский на Персию их не посылал. То есть ответственность за каких-то разбойников Алексей Михайлович брать не собирался, хотя наверняка не мог отрицать, какой силой уже стала обладать группировка Разина.

Осенью 1669 года Разин вновь появился под Астраханью. Тогда молва о нем распространилась уже по всей стране. Зная о «великой силе» атамана, астраханский воевода не решился дать бой. Договорились, что казаки сдадут оружие, а их за это пропустят через город. Разинцы согласились, но отдали лишь несколько пушек, а с мушкетами, карабинами, пищалями, саблями и пиками не расстались. 

Почему же такое количество людей, в том числе государственных солдат, шло за Разиным? Ведь его даже называли «отцом». Разин, как говорили, «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». Он говорил, что сделает всех свободными людьми и отомстит тем вельможам, что столько лет не давали вздохнуть простому человеку. Собственно, примерно такие речи исходили ото всех предводителей восстаний.

Весной 1670 года Разин появился на Волге. Со всех сторон к атаману побежал народ: крестьяне, казаки, «работные люди» с рыбных промыслов, гулящие люди. На сей раз он решил прикрыться именем «Великого Государя царевича» Алексея Алексеевича, сына и наследника царя, который скончался незадолго до этого. Разин рассказывал, что тот на самом деле не умер, а бежал от «боярских неправд» и передал приказ своего отца: вести войну с «изменниками боярами» и дать простым людям волю. По стране моментально разлетелись письма Стеньки, призывавшие к восстанию. С этого момента отрицать очевидное было уже невозможно: в России началась крестьянская война. 

Астрахань пала. Воевода был сброшен с колокольни, а бояре, купцы и приказные - перебиты. Управлять городом Разин оставил своего верного соратника Василия Уса вместе с другим казаком Федором Шелудякой, сам же в это время отправился вверх по Волге. И вновь без боя ему сдались, казалось бы, хорошо укрепленные Саратов и Самара.

-3

Царь Алексей Михайлович, напуганный размахом мятежа, собрал всех дворян, причем не только столичных, и призвал их «служить за великого государя и за свои домы». 60 тысяч конников были выстроены под Москвой. К ним присоединились стрельцы и полки нового строя, то есть сформированные по западному образцу. Во главе царских войск был поставлен боярин Юрий Барятинский.

Разинцы пытались остановить подходившие к ним хорошо вооруженные полки, но безуспешно. 1 октября 1670 года под стенами Симбирска случился решающий бой, после которого Барятинский снял осаду и выпустил взятых разинцами солдат воеводы Милославского.

Голова схваченного атамана была рассечена, нога прострелена, но стоит отдать ему должное - он бился до последнего. Ровно до того момента, пока не побежало его войско. Разин с верными казаками заперся в одной из башен старого острога, где от ран потерял сознание. Очнувшись спустя время, он бросился в новую атаку, но Барятинский переправил на Свиягу один из отрядов и велел громко кричать. Разин подумал, что к царским войскам движется подкрепление, и сбежал. Он отплыл к Царицыну, после чего ушел обратно на Дон собирать новое войско.

В это время царские солдаты без пощады громили «осиротевших» повстанцев. В Козьмодемьянске Барятинский казнил 60 человек, сотне велел отсечь руки, а 400 человек бил кнутом.

Стенька же пытался поднять Дон. Но казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, который приходился Разину крестным отцом и даже поначалу поддерживал его движение, в этот раз встретил его враждебно. Никто не хотел, чтобы царские воеводы пришли следом. 14 апреля 1671 года они напали на Кагальник, где стоял Разин. Городок запылал, подожженный с четырех сторон, сидевшие в нем казаки были изрублены. Отчаянно дравшийся Разин попал в плен. 

Степан после пыток был четвертован 6 июня 1671 года на Красной площади в Москве. Ко времени казни его атаманы еще продолжали борьбу. Но царские войска наступали. Восставшие крестьяне и казаки, лишившись командира, вели разрозненные действия. Восстание задохнулось.

-4