В последние годы Великая Отечественная война всё чаще и чаще начала попадать на киноэкраны. И вроде бы надо радоваться, но подавляющая часть этих фильмов или качеством так себе (сюжет, игра актёров, режиссура), или вольно относятся к истории и наполнены сомнительной моралью и смыслом. Также в последних фильмах о Войне начали появляться религиозные мотивы, уместность которых вызывает споры.
Одним из таких последних фильмов является снятая при поддержке Министерства культуры и Владимира Мединского «Зоя», где была попытка связать подвиг Зои Космодемьянской, убеждённой коммунистки и комсомолки, с верой и религией. Вышло неудачно, а фильм не понравился ни критикам, ни зрителям. Что до возмутивших многих религиозных мотивов в «Зое», то тут стоит помнить о личности бывшего министра культуры Мединского, который всячески поддерживал создание этого фильма: именно он назвал Космодемьянскую «святой», а что до сомневающихся в её подвиге, то они «будут гореть в аду».
И вот, спустя год после «Зои» и снова при поддержке Министерства Культуры, в кинотеатрах появится новый фильм о Войне — «Мария. Спасти Москву». Если та же «Зоя» затрагивала тему религии и веры хоть и толстыми, но намёками, то трейлер и описание «Марии» сразу дают нам понять что к чему:
«В судьбе Марии Петровой как в зеркале отразилась судьба нашей страны: дочь священника, отрёкшаяся от отца и от веры, она служит в НКВД. Накануне битвы за Москву она встречает ясновидящую старицу Матрону, а вскоре именно Марии выпадает задание доставить в Москву чудотворную икону Божией Матери, находящуюся за линией фронта на оккупированной территории».
Разумеется, старые-добрые штампы из современных российских фильмов о Войне на месте:
- Коммунисты, готовые сдать в «кровавые ГУЛАГи» своих собственных родителей — есть;
- Злые НКВДшники — есть;
- Религиозные мотивы — есть;
- Неуместная любовная линия — есть;
- Немец побеждает, а спасти от них может только чудо — есть;
Причём на фронте всё так плохо, что даже Мария-НКВДшница не верит в возможность отстоять столицу. И руководство СССР тоже не верит, поэтому вместо того, чтобы формировать новые дивизии или приказать рыть больше окопов и противотанковых рвов, оно решает отыскать в тылу врага чудодейственную икону, потому что только она может спасти доведших страну до гибели большевиков от разгрома! И во время этого задания Мария противостоит немцам и советским бойцам-безбожникам, влюбляется в священника, снова обретает веру в Бога и искупает грехи. Также среди персонажей фильма есть и Сталин, который с вероятностью в 99% будет просить помощи и совета у той самой Матроны.
Это всё снято при поддержке Министерства культуры к годовщине битвы за Москву. Похоже, что нас ожидает просто феерическое во всех смыслах кино. И зрители тоже в предвкушении: под трейлером в комментариях только шутки и критика, а соотношение лайков и дизлайков на момент 23 октября 2021 года составляет примерно 1 к 50. Людей можно понять: скорее всего, сюжет «Марии» основан на легенде, что только облёт линии фронта самолёта с иконой на борту смог остановить наступление немцев на столицу. Ни героизм советского солдата, ни правильные решения руководства страны, ни упорный труд людей в тылу. Ничто из этого, а только вера, чудо и Бог.
Уже представляю финал фильма, где Гудериан или фон Бок звонит Гитлеру и говорит:
— Мой фюрер, мы не можем взять Москву, у них икона!
Историческим фактом является то, что немцы ушли от Москвы не потому, что им помешала икона или Матрона что-то сказала Сталину (который с ней никогда не встречался), а из-за нанесённого им военного поражения. Причём это первое поражение немцев начиная с 1 сентября 1939 года. После битвы за Москву весь мир понял, что Вермахт можно победить! Немцев одолела не вера и религия, а храбрость и мастерство советских солдат и командиров. В подавляющем большинстве это были атеисты.
Кроме исторической неточности и спорного содержания фильма, есть в нём ещё один странный момент: похоже, что идущим с иконой в Москву Марии и священнику противостоят советские партизаны или солдаты. Без сомнения, «уверовавшая» Мария и священник по сюжету хорошие, а мешающие им немцы — плохие, но раз советские бойцы тоже мешают, то и они плохие? Или может быть Мария так уверовала, что решила плюнуть на безбожный СССР и уйти с иконой куда глаза глядят, а партизаны хотят икону забрать и отнести в Москву? Или это полицаи? Но на дворе зима 41го, на коллаборационистов немцы ещё не надеялись, да и странное решение подымать эту тему во вроде бы патриотическом кино. Вопросов много, а ответов пока нет. Но я надеюсь, что это были не советские бойцы, а то получится совсем уж нехорошо.
Конечно, может случится чудо и фильм окажется хорошим (он же всё-таки о чудесах!), но шанс довольно мал. И даже если будет так, то всё равно радует бурная реакция людей на трейлер к фильму. Это доказывает то, что многим нашим гражданам до сих пор близка тема Войны, они хранят память о героизме наших предков и им не нравится, когда кто-то пытается на неё посягать. Но есть ещё одна вещь, которая заставляет мрачно задуматься: получается, что память и отношение к Войне простого народа и тех людей, кто снимает и поддерживает такие фильмы, как «Мария», совершенно разные и не имеют ничего общего между собой. И это очень грустно. Посмотрим к чему это всё приведёт нас в будущем.
Жмите «Нравится», подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!
- На самом ли деле только благодаря вере в Бога советские люди победили в Великой Отечественной войне?