Найти тему
Я рисую этот мир

C чего начинался пейзаж в русском искусстве XVIII века? - С гравюр, изображавших только что застроенный Петербург

В начале XVIII столетия преобладали сцены сражений и городские пейзажи. Они ка правило изображались на гравюрах.

Шла активная застройка Петербурга, происходили важные военные события. И то, и другое дало почву для многих графических произведений искусства.

Несколько гравёров были приглашены Петром I из Голландии. Среди них были Адриан Шхонебек, Питер Пикарт( сопровождавший Петра в походах).

Среди русских мастеров граверов выделяется Алексей Зубов (1682-1750). В его гравюре 1716-1717 г.г. он изобразил детальный вид Петербурга на восьми больших листах. На другой работе Зубов изобразил победоносное возвращение русского флота с плененными шведскими кораблями. Художник так же создавал портреты Петра I и его жены. Зубов работал с документальной точностью. Он старался отобразить все изменения происходящие в мире в тот момент.

А.Ф. Зубов. Торжественный ввод шведских фрегатов в Неву после Гренгамской победы. Гравюра. Около 1721 г. 50,5х60,8. Исторический отдел музея этнографии
А.Ф. Зубов. Торжественный ввод шведских фрегатов в Неву после Гренгамской победы. Гравюра. Около 1721 г. 50,5х60,8. Исторический отдел музея этнографии
А.Ф. Зубов. Вид Летнего сада гравюра. 1717 г. Санкт-Петербург. Центральная библиотека Государственного Эрмитажа
А.Ф. Зубов. Вид Летнего сада гравюра. 1717 г. Санкт-Петербург. Центральная библиотека Государственного Эрмитажа

Иван Зубов (1677- после 1744)- старший брат Алексея Зубова так же стал прославленным гравёром. Одна из лучших его работ: вид Измайлова под Москвой.

И. Ф. Зубов. Измайлово. Гравюра. 1720е гг.
И. Ф. Зубов. Измайлово. Гравюра. 1720е гг.

Пейзажный жанр начинает активное развитие именно в XVIII веке. В графике он особенно заметен благодаря желанию художников передать новый облик быстро растущих столиц.

Михаил Махаев (1718-1770) - знаменитый рисовальщик создавший в середине века серии видов Петербурга, Москвы, парков и дворцов. Художник с большой любовью изображал многолюдные улицы, величественные дворцы, набережные и каналы. Его работы выглядят очень живо. Махаев прекрасно передавал глубину города благодаря перспективе. По некоторым его работам неизвестными мастерами были выполнены картины маслом.

М. И. Махаев. ВИд Немецкой (Миллионной) улицы от главной аптеки к Зимнему дворцу. 1751-1756 гг.Бумага, тушь, перо, кисть. 43х68,5. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
М. И. Махаев. ВИд Немецкой (Миллионной) улицы от главной аптеки к Зимнему дворцу. 1751-1756 гг.Бумага, тушь, перо, кисть. 43х68,5. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
М. И. Махаев. Зверинец или Охотничий павильон. в Царском селе. 1754-1755 гг.Бумага, тушь, перо, кисть. 41,7х65,1. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
М. И. Махаев. Зверинец или Охотничий павильон. в Царском селе. 1754-1755 гг.Бумага, тушь, перо, кисть. 41,7х65,1. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Под руководством Ивана Соколова (1717-1757) были созданы двенадцать "знатнейших перспектив" Петербурга. Эти работы приобрели широкую известность в России и заграницей. Соколов был крупнейшим мастером резцовой гравюры, являлся руководителем молодых граверов. Высоко ценятся все его мастерски исполненные работы, в частности "Описание коронации Елизаветы Петровны" и портрет Петра III.

О дальнейших этапах развития русской графики я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-6

#искусство #культура #история искусства #история россии #гравюра #художник