Найти тему
Денис Ш

Сериал "Основание". К сожалению все опасения подтвердились.

Все опасения по поводу того во что превратят сериал оказались справедливыми и к сожалению даже заниженными. Прямо скажем авторы сумели удивить своей упоротостью.
Я
писал раньше на тему того что из себя представляет книга и что видно из трейлеров. Не все из этого подтвердилось, в чем то я ошибся, но увы не в главном.
Небольшая цитата из прошлого поста.

"Все это пока приводит к логическому выводу что авторы сериала решили роман основательно переделать, достаточно сильно изменив таймлайн, и значение разных героев, урезав время между между событиями приквелов и событиями начала основного цикла. Прогнуться под толерантные тренды. И как мне думается сделать Империю максимально плохой, темным прошлым, а светлое будущее делать понятно по критериям толерантности. У Азимова это было не так. У него везде была железная поступь истории. Люди могли трепыхаться, но все равно все случалось с железной предопределенностью. Не потому что было плохим или хорошим, просто приходило время определенной стадии истории, и оно случалось. Иногда требовались некоторые усилия, чтоб помочь, иногда нет. Чего тут было больше, протестантской предопределенности и невозможности что-то изменить, или марксисткой диалектики не знаю, но было так. И Империя у Азимова была не плохой и не хорошей, а просто такой, и сохранение сделанного ей хорошего, главный мотив Селдона который все это с Основанием затеял. Из-за такого исторического подхода многие персонажи у Азимова оказались довольно фрагментарными и скупо прописанными, а сам роман суховатым. Песчинки в жерновах истории. Но в этом была своя прелесть, и будет жаль что такое похерят. Это будет сделать очень легко."

На сейчас вышло уже пять серий и взятый курс уже более-менее очевиден. Авторы не устояли от того, что бы вместо скучного и возможно даже политически им неприемлемого исторического развития устроить здесь филиал современной социальной революции.  Ученые отправляющиеся на планету для Основания, больше выглядят колонистами бегущими от притеснения Старого Света в будущее царство свободы Нового, очень характерный чисто американский кинообраз. В плане расы они выглядят почти что Новой Вакандой. Собственно это даже произносится словами, звучит такая фраза "мы должны спасти разнообразие". Не знания и технологии, а "разнообразие". С технологиями же тут совсем плохо, в книге они давали деградирующим мирам технологии атомной энергии, здесь обсуждают чему лучше учить, технологии солнечных часов или технологии клепсидры. Империя разумеется темное тираническое прошлое, императора оказывается здесь клонируют,  и он не хочет уходить. Это оказалось даже для меня внезапным, я не прогнозировал, что Империя не умрет, а будет вполне себе жива и злодействовать в настоящем. Т.е. её в отличии Азимова не вывели из игры, её продолжают показывать, как она гниет и разлагается и это отдельная линия сериала, со своими смыслами и нравоучениями, и даже сделали наметки будущего конфликта между Основанием и Империей. В книге конечно еще была попытка возродить Империю генералом Бель Риозом, но тут все явно куда более адовое. К примеру планеты Анакреон и Феспу просто разбомбили ЯО в ноль, за подозрения в глобальном теракте. Император тут чуть ли не лично убивает тех кто обзавелся плохими политическими взглядами, а посольские делегации публично вешает.

Еще что оказалось для меня неожиданным, это мистическо-религиозное направление взятое сериалом. Книга хоть и оперировала такими понятиями как предсказание, пророчества, пророк, а отброшенные в темные века планеты впадали в феодализм и создавали культы атомных станций со жрецами, была исключительно материалистической. Здесь же уже появились некие "избранные", "не такие как все", культы запрещающие науку, а сама наука выглядит как некое мистическое действо. Т.е. сам Селдон смотрит на голографические графики с каким то мистическим трепетом, как на христианин истовый неофит на икону.

Любопытный мелкий аспект, который на самом деле многое переворачивает. Сальвора Хардина, практичного умного мужика, который был мэром Терминуса, тут сделали негритянской девушкой, изгоем общества шарахающейся по пустошам, и при этом с сенсорными способностями. Чем ненароком обрушили идею второго Основания. В книге их было два, одно отвечало за обычный исторический процесс, и там были нужны просто правильные практические решения, и Основание-2 сенсов, которое должно было вмешиваться только тогда если в исторический процесс бы вмешивались человеческие мутации. Здесь выкинули исторический процесс, и ввели сенса на первом Основании. По идее сама идея двух Оснований уже благополучно похерена. Но судя по ряду сюжетных ходов оно таки есть, хотя и не нужное. Ну разумеется такие ходы тоже вносят в копилку религиозной мистики сериала свою копеечку.

В итоге это никак не Основание Азимова, нет. Это фэнтези космоопера, скорее рассчитанная на аудиторию "Игры престолов", чем к примеру на любителей "Экспансии". Впечатление усугубляется еще разнообразием средневекового феодального антуража, религиозными балахонами всех мастей, и даже экшеном. Да, есть такое, собрались тут на крупную баталию две группы с плазменными винтовками, стреляли, ни во что не попали, зато с удовольствием начали драться в рукопашную.

Единственный и главный плюс очень хорошая графическая рисовка и внешний облик других миров. Есть один очень интересный красивый момент, когда корабль совершающий прыжок внешне превращается в черную дыру с аккреционным диском. А неосвоенные миры очень сильно напоминают сериал Ридли Скотта "Воспитанные волками" Но вся эта визуальная роскошь заканчивается на костюмировании. Оно тут по настоящему ужасно, и тоже с этакими закосами под феодальную старину. Особенно ужасно платье Демерзеля, его будто на театральной помойке подобрали. И что самое такое, это наверное единственное женское платье во всем сериале.

Забавные сериальные моменты. Немного спойлеров если кто будет смотреть и их не любит, предупреждаю.
1. Любовь авторов к изгоям общества. Почему-то надо было почти всех положительных героев сделать изгоями общества. Разумеется расово верными.
2.Джаред Харрис в роли Селдона здесь был ужасно похож на главтроцкиста всея Британии Джереми Корбана :)
3.Ритч, приемный сын Селдона. Здесь конечно же расово верный негр и изгой. Он тут папу зарежет. Я прям был в шоке от такого крутого сценарного новаторства. Даже если это часть хитрого плана Селдона, то это все равно фигня. Можно было бы вывести его из игры как то более разумно.
4. На Терминусе, планете Основания есть некий таинственный артефакт который никого кроме Сальвора Хардина к себе не подпускает. Обставлено все как с таинственными монолитами в "Одиссее" Кубрика\Кларка. Называют его "Хранилище". В книге это была просто комната с кинопроектором, где были записаны послания Селдона грядущим поколениям. Добавляет религиозной мистики.
5. Смены расы и пола относительно Демерзеля, Дорника и Хардина, оказались и сюжетно плохо продуманными. Каждая с какими то заметными логическими косяками.

6. Императора здесь сделают триединым в трех лицах. Зачем то понадобилось чтоб он тут был пацаном-клоном, дядькой средних лет колоном, и пожилым клоном.

К сожалению реальные механизмы истории, "Падение Римской Империи"(Азимов ориентировался на неё) было сочтено авторами ненужными, социально не востребованными, да и наверное слишком сложными для своей аудитории. Искренни жаль, сделать свою космическую ИП у них не выйдет, да собственно уже не выходит. Сериал бодро идет на дно. Есть компания вещей которых погубила современная повестка, сиквельная трилогия "Звездных войн", новая адаптация "Противостояния" по Кингу, сериал "Стража" по Прачетту, новое Основание несомненно попадет в эту группу. Туда и дорога.

Это усугубляется тем что российском прокате до сих пор еще хорошо собирает "Дюна" где режиссер куда меньше допускал вольностей и пытался честно её адаптировать под киноформат.

#сериал основание #фантастика #айзек азимов #сериалы #apple #научная фантастика