Введение
Шел 1954 год. Смерть Сталина не остановила тяжелый шаг холодной войны.
В упомянутом выше году на московском заводе ЗИС было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) для разработки специальных, преимущественно армейских автомобилей повышенной проходимости. Возглавил его Виталий Андреевич Грачев – автор ГАЗ-64 - первого советского джипа, который вопреки легендам отнюдь не был копией Willys MA или Bantam BRC40, а самостоятельной разработкой, пусть и по мотивам заморских конструкций. Одной из первых разработок нового СКБ стал начатый в 1954 году ЗИС-Э134.
На тот момент артиллерия для огневой поддержки войск была исключительно буксируемой. Существовавшие уже самоходные артиллерийские установки это были, по сути, танки особой развидности. Они не поддерживали огнем танки и пехоту с тыла, а шли в атаку вместе с ними. И создавались они однотипно – вместо штатной башни танка ставилась неподвижная бронерубка, с более мощным орудием, чем на танке прототипе. А та артиллерия, что с тыла наносила артудары и, собственно, была «богом войны», была буксируемой. Единственное исключение - установки реактивной артиллерии. В чем, кстати, была одна из причин их высокой востребованности в годы Великой Отечественной Войны. Правда, советская армия к тому времени уже отказалась от конной тяги для пушек, гаубиц и минометов. Для этого, учитывая опыт прошедших сражений и битв, использовались автомобили повышенной проходимости, специализированные гусеничные артиллерийские тягачи. Их же использовали для переброски личного состава техники и снаряжения. Но была проблема – проходимость колесной техники, несмотря на полный привод, все же часто была недостаточна за пределами дорог. Гусеничная с проходимостью проблем почти не имела, но была медленной на дорогах с твердым покрытием и дороже колесной как в производстве, так и в эксплуатации. Да и к тому же гусеницы наших тягачей очень даже разбивали немногочисленные качественные дороги.
Поэтому военные в 1954 году озадачили коллектив СКБ ЗИС созданием колесного тягача для артиллерии с проходимостью близкой к гусеничной технике, к тому же плавающего и притом лишенного недостатка гусеничного движителя. По требованиям нужен был полноприводный грузовик с грузоподъемностью в 3 тонны и возможностью буксировать прицеп до 6 тонн. Проходимость должна была гарантировать прохождение инженерных и водных препятствий. Разработка началась.
Описание
Испытания первого опытного образца начались уже в 1955 году. Хотя первоначально коллектив насчитывал всего 20 человек. Автомобиль выполнили четырехосным с колесной формулой 8х8. В конструкции активно использовали узлы и агрегаты от более ранних полноприводных автомобилей и бронетранспортеров разработки Виталия Грачева. Вместе с тем был применен ряд оригинальных новых решений, которые впоследствии были использованы и на более поздних разработках СКБ на ЗИЛ. В числе новых решений было взято равное расстояние между осями. Это позволяло обеспечить прохождение рвов и окопов шириной до 1,5 метра. Ноу-хау так же были специально разработанные покрышки И-113 с диаметром свыше 1200 мм. Также они получили систему регулировки давления. Они не только обеспечили просвет в 370 мм, но впоследствии показали, что с шинами такой конструкции наличие подвески в автомобиле необязательно. Оригинальна была и трансмиссия весьма сложной схемы. В ней последовательно соединялись трехступенчатый гидротрансформатор от опытного автобуса ЗиС-155А, механическая пятиступенчатая коробка передач от ЗИС-150, двухступенчатая раздаточная коробка с двумя понижающими передачами и две коробки отбора мощности – спереди и сзади. Соединённый непосредственно с двигателем гидротрансформатор повышал проходимость при трогании на слабых грунтах за счет увеличения крутящего момента. Причем в гидротрансформатор еще вставили и реверс переднего и заднего хода. Такая конструкция исключала прекращение работы мотора при больших нагрузках. Не надо было на бездорожье теперь часто переключать передачи. А реверс облегчал выполнение «раскачки». Смысл коробок отбора мощности был только в упрощении системы карданных валов. В те времена даже трехосные полноприводные ЗИС-151 и более поздний ЗИЛ-157 имели сложную конструкцию из пяти карданных валов. Поэтому стремление разработчиков ЗИС-Э134 избежать еще более сложной системы понятно. Для повышения маневренности весьма длинной восьмиколесной машины управляемыми были сделаны колеса двух передних осей. В остальном грузовик был вполне стандартен по узлам, агрегатам и техническим решениям. Рама была создана на базе доработанной и усиленной рамы ЗИС-151. Кабина так же на базе кабины ЗИС-151, хотя и с изменениями. В основе двигателя машины доработанный двигатель ЗИС-120. После доработки этот мотор получил индекс ЗИС-120ВК. Это был верхнеклапанный вариант базового двигателя с большей мощностью, но с меньшим ресурсом. Но для армии показатель моторесурса не столь уж важен. Грузовая платформа с тентом была заимствована от ЗИС-121В. Рулевое управления получило гидроусилитель в отличие от ЗИС-151 и многих других грузовиков той поры. Тормоза были пневматическими. Единственный построенный экземпляр получил наименование ЗИС-Э134 макет №1.
Характеристики ЗИС-Э134 макет №1
В рамках опытно-конструкторских работ весной 1956 года были построены его развитие ЗИС-Э134 №2 и ходовой макет с колесной формулой 6х6 под ЗИС-Э134 №3. ЗИС-Э134 №2: отказались от подвески, что обеспечило повышение проходимости и уменьшение веса машины, также он получил возможность преодолевать водные преграды вплавь с помощью водомета. На ЗИС-Э134 №3 установили «супершины» размером 16.00-20 и с диаметром (1360 мм), а также имеющие сверхнизкое давление. Что обеспечило удельное давление на грунт (болото) до 0,136 кгс/см2 и в сочетании с увеличенным дорожным просветом обеспечило проходимость на уровне гусеничного транспортера ГАЗ-47. Но армия сочла буксируемую массу этими вездеходами недостаточной. И начались работы над более мощным ЗИЛ-134.
Заключение
Создание ЗИС-Э134 наглядно показывает, что в 50гг. мы уже достигли вполне передового по мировым меркам уровня техники. Не зря наработки по этой машине использовались в более поздних вездеходах разработки уже ЗИЛ. В том числе в легендарных армейских ЗИЛ-135 и машинах спасения космонавтов «Синяя птица».
Источники
https://web.archive.org/web/20080502123037/http://legion.wplus.net/guide/army/tr/zis134.shtml, https://www.drive2.ru/c/459916369123651517/,