Его ещё называют МАНЁВРОМ ГЕЙМЛИХА (или ХЕЙМЛИХА). И довольно часто показывают в кинофильмах, как правило, нерусских. Надо полагать, тоже не зря, а чтобы зрители смотрели и знали, как надо поступать в аналогичной ситуации. А ситуация проста: человек подавился куском пищи и начал задыхаться. И тут достаточно просто вспомнить сцену из фильма, например, "День сурка". Или из любого другого, на ваш вкус.
Интересно, что в нашей культуре этот манёвр не слишком-то знаком, у нас, если кто подавился, предпочитают действовать куда проще - похлопывая по спине. Это, кстати, тоже работает, но не со всеми. С детьми - да. Со взрослыми - не всегда.
Вы удивитесь, но есть мнение (крайне странное, бесспорно), что этот приём не распространён у нас по вполне понятной причине - дескать, Геймлих - еврей, оттого в США его любят, а в России нет. Глупость полная, особенно если учесть, сколько евреев у нас стали знаменитыми, в том числе, в медицине.
Так или иначе, а Генри Джуда Геймлих (3 февраля 1920 - 17 декабря 2016) действительно родился в семье Филипа Пинхуса Геймлиха (Хаймлиха) и Мэри Эпштейн, эмигрантов из Австро-Венгрии и России. Что ничуть не помешало, а, может, даже помогло стать торакальным хирургом и общественным деятелем. В числе его достижений, помимо вышеупомянутого приёма/манёвра - внутритрахейный катетер для хронической кислородной терапии (Heimlich Micro-Trach), КЛАПАН ГЕЙМЛИХА для предотвращения пневмоторакса и ряд других изобретений.
(Согласитесь, тут очень много общего с КЛАПАНОМ ДАНЛОПА, который используется в велосипедах.)
Но самое необычное, как мне кажется, в том, что в он 1980-1990-е годы (то есть уже "в наше время") выступил с предложением использовать малярийную терапию для лечения онкологических больных. Суть её проста: человека специально заражают малярией, а поскольку это заболевание сопровождается очень высокой температурой (более 40 градусов), так называемая гиперпиретическая лихорадка губительно сказывается на раковых клетках. И Геймлих был настолько увлечён этой идеей, что распространил эту методику и на пациентов с болезнью Лайма и даже СПИДом. Правда, за это его очень сильно критиковали, прежде всего, борцы за права человека, которым не нравилось, что людям, страдающим одним тяжёлым заболеванием, врач добавляет ещё одно, тоже тяжёлое.
Стоит отметить, что маляриетерапию ещё сто лет назад довольно успешно применял для лечения сифилиса австрийский Юлиус Вагнер Риттер фон Яурегг (7 марта 1857 - 27 сентября 1940). Более того, за это он даже получил в 1927 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
Так что, как говорится, между застрявшим в горле куском мяса и сифилисом - всего два рукопожатия. )))