Не секрет, что основная причина социального сиротства детей - вредные пристрастия родителей. Порой взрослые люди и рады бы встать на путь исправления, да не знают как: нет ни сил, ни возможностей, ни знаний. Как им помочь и не допустить переезд детей из родного дома в специализированные учреждения?
Благотворительный фонд «Константа» разработал методическое пособие по работе с родителями, испытывающими поведенческие трудности в связи с употреблением алкоголя. За девять лет применения методики 228 семей успешно прошли реабилитацию, 359 детей остались с кровной семьей.
В чем заключается механизм работы и почему опыт «Константы» признан уникальным, расскажет Дарья Прохорова, координатор проекта «Паруса надежды».
Дарья, как складывалась методика и что входит в комплекс мер по работе с семьями, испытывающими поведенческие трудности в связи с употреблением алкоголя?
- История большинства семей, попадающих в трудную жизненную ситуацию, связана с темой алкоголя. Чем глубже он затягивает человека, тем больше возникает проблем. От бытовой неустроенности, потери работы до прямой опасности для детей. Понятно, что в этом случае поможет только искоренение основного зла — вредной привычки. Оказание прямых услуг, например, покупка продуктов или текущий ремонт для таких семей— игра в одни ворота.
В самом начале работы по профилактике социального сиротства с членами семей работал только нарколог. Иногда этого было достаточно, чтобы в жизни человека случился положительный перелом.
Но все же, не стоит забывать, некоторые употребляли алкоголь много лет и оказались у нас в критический момент, когда дело дошло до изъятия детей из семьи. Люди уже и согласны что-то поменять, но не могут: они слабые, они разочарованные, они не знают, где взять силы, как подняться. И помощи нарколога тут недостаточно.
Стало понятно, что нужен комплексный подход. Появились кураторы. Куратор для семей - это, прежде всего, помощник. Человек, который ведёт за руку, не осуждает, поддерживает, готов к любым новостям. Нам важно действительно поверить в человека и стать ему другом на совершенно искренних условиях.
К проекту подключился психолог. С его помощью семьи ищут мотивацию. Что им делать дальше, в чем ценность жизни, в чем искать вдохновение и цель? Зачастую только на этапе работы с психологом многие задумываются о самом себе.
Кстати, мотивацией к переменам может стать не только сохранение детей в семье, но и здоровье и даже амбиции. Это неплохо. Главное, изменить подход к жизни.
В момент терапии семье фондом оказывается различная помощь: от улучшения жилищных условий для проживания детей до помощи в поисках работы.
Важно понять, у нас нет цели побороть алкогольную зависимость как явление. Это непосильная задача и решаться она должна не на уровне фонда. Мы помогаем конкретной семье и их детям начать другую жизнь. Даже, если будет срыв, а они бывают, участники проекта должны понимать, что их не осудят, а снова протянут руку помощи.
Кто попадает в проект и всегда ли семьи согласны на диалог?
- Мы сотрудничаем с Министерством демографической и семейной политики Тверской области, органами социальной защиты. Часть информации о нуждающихся в помощи семьях поступает от них. В основном, участниками проекта становятся семьи, проживающие в сельской местности, отдаленных деревнях.
Люди там остаются как бы один на один со своей бедой: большие расстояния от города, малые возможности, отсутствие работы и финансовых средств, окружение, где многие выпивают. Выхода не видно. От неприкаянности взрослых страдают дети. Мы предлагаем вступить в проект. Все только по желанию. Лишь немногий процент семей соглашается сразу. Остальные берут паузу. У нас был случай, когда женщина позвонила нам через два года. Она поняла, что окончательно зашла в тупик и может лишиться детей.
Конечно, доверие таких семей надо заслужить. Они привыкли к осуждению, а мы показываем нашу искренность. «Заходы» могут быть разные: кто-то начинает с нарколога. Отказывающимся признавать проблему, можно для начала предложить беседы с психологом. Кого-то располагает к нам бытовая и другая помощь. Например, починить печку, проводку, крышу и т. д.
Не бывает на пути к новой жизни безоблачно. Был случай, когда мы потеряли маму с детьми. Дело было под Новый год. Никто не знал, где она, даже соседи. После праздников в первый рабочий день она сама позвонила врачу и сказала, что уехала, буквально спряталась, зная, что может сорваться, что придут родные, подруги с алкоголем и то, что сидит в ней и толкает к беде, победит.
Женщина очень хотела жить по-другому и быть рядом с детьми. И нашла такой вот выход. Это дорогого стоит!
По нашей статистике, за девять лет работы 62 % семей, с которыми мы работали по программе, находятся в стабильной ремиссии, они не употребляют алкоголь совсем. Еще 7 % выпивают, но так, что это не несёт угрозы ни детям, ни быту, ни условиям проживания. Они работают, кормят и одевают детей, те ходят в школы и детсады. Всё, как должно быть.
С 2020 года четыре семьи восстановились в своих правах, им вернули детей. Люди проделали колоссальную работу над собой! Но все же мы стараемся «перехватывать» семьи на более ранних стадиях проблемы.
Недавно вы ездили в Благовещенск, чтобы рассказать о методике другим регионам. В чем ее уникальность?
- В Благовещенске проходила мастер-школа «Практики профилактики социального сиротства». Мы делились своим опытом работы с семьями, испытывающими трудности в связи с употреблением алкоголя. Почему многие вещи звучали по-новому? Тема очень сложная. Как показать людям, что есть другое ощущение жизни, не меняя в целом их условия, как доказать ценность жизни и необходимость в смене приоритетов, как помочь им «взрасить» в себе тот внутренний тормоз? Задач огромное множество. Радует, что наш опыт принес такие результаты, что наше интуитивное понимание того, как нужно действовать в каждом определенном случае, выросло в настоящую методику, которую мы собираемся внедрять в других регионах. В конце октября на учёбу в «Константу» для передачи опыта приезжали организации , занимающиеся профилактикой социального сиротства, из ХМАО, Иркутской и Амурской областей, Карелии. Надеемся, что наш опыт "приживется" и у них.
Наталья Пивнёва, психолог благотворительного фонда «Константа»:
- Разлука с семьей — это всегда дополнительный фактор травматизации, оставляющий глубокий психологический след. Испытанный при этом стресс — колоссальный. Чем меньше ребенок, тем больше факторов риска из-за незрелой психики. Дети как будто теряют почву под ногами и чувствуют себя преданными. Это рождает тревожность, мнительность и другие проблемы, которые будут «идти» с ними через жизнь и не делать ее лучше. От доверия к миру зависит эмоциональное благополучие в целом. Семья, какая бы она не была, это база. Конечно, мы сейчас говорим не о тех случаях, где есть прямая угроза жизни ребенка. Да, они видят отрицательный опыт родителей, когда те не могут взять себя в руки, но нельзя их лишать возможности увидеть и опыт положительный, путь выздоровления своих мам и пап. Это рождает чувство уверенности и надежду на лучшее.
С методическим пособием можно ознакомиться здесь.
На сайте благотворительного фонда "Константа" вы можете узнать, как помочь семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
СТАВЬ ЛАЙК, если текст был полезен - поддержите подопечных благотворительного фонда "Константа"
Другие публикации канала:
*******************************************************************************
Сделать пожертвование в благотворительный фонд "Константа"
#дети #помощь детям #помощь родителям #благотворительность